... Чего только не вынесла шкура моей кротости!
У подножия своей высоты я живу: как высоки мои вершины?
Никто мне не сказал мне этого.
Но хорошо знаю я свои долины...

Ф.Ницше. "Так говорил Заратустра"

Дополнительные
сетевые материалы

 

Избранное из Интернет
о Касимовском ханстве

 

    

Салям Хатипович Алишев
(Институт истории Академии наук Татарстана).
Источники и историография города Казани
(фрагменты, сс. 10...13, 33...35).
/посвящается тысячелетию города Казани/

Примечание: сноски С.Алишева (с его же нумерацией) даны в виде (~...~)

Взаимогиперссылок между сноской и текстом здесь нет.

...Летописи до 1440-х годов о Казани почти не упоминают. Видимо внутренние дела и отношения с западными странами и Золотой Ордой отвлекли внимание летописцев от Казани.

Последний раз они писали о городе Булгаре (Бряхимов) в 1431 г., когда Московский великий князь «по неизвестным причинам» посылал своего воеводу князя Федора Пестрого на Среднее Поволжье, который «шед, воева их и всю землю плени» (~14~). Город Булгар был окончательно разрушен и больше уже не упоминается в летописях. Дальнейшие сведения летописей связаны с именами Улу Мухамеда и его сыновей. Рассказываются события 1438-1445 годов: о Белевском сражении, кочевании Орды Улу Мухамеда в мещерских землях, о зимовке их в старом Нижнем Новгороде (наверное в татарской части города), нападение оттуда на Муром и т.д.

О Суздальском сражении сыновей Улу Мухамеда с московским великим князем Василием II писали все летописи — одни вкратце, другие подробно. Типографическая летопись писала: «В лето 6953 июля 7, бысть бой великому князю Василию Васильевичу под Суздалем с царем Мамотеком, и многих на бою том избиша, а великого князя Васильевичя и брата его князя Михаила Андреевича роуками яша (взяли в плен), а князь Иван Андреевич бежа сечен з бою того, и множество избеено быст, князя же великого ведоша с собою». Львовская летопись сообщала: «... великого князя пожаловали, утвердив его крестным целованием, что дати ему с себе окуп, сколько может, отпустиша его с Курмыша на Покров день, октября 1 день» (~15~). Сыновья Улу Мухамеда Махмут (русские его называли Махмутеком, чтобы не путать с Улу Мухамедом) и Якуп Василия II привели в начале в старый Нижний Новгород, очевидно, к больному отцу, отсюда двинулись в крепость Курмыш. Здесь Улу Мухамед умер. Видимо за упокой души умершего был освобожден князь Василий II и другие пленные. В то время такой обычай, как освобождение пленных и рабов за упокой души, широко применялся у мусульман.

Махмут двинулся к Казани, которую взял с боем. Другие братья Касим и Якуб пошли на юг, а затем на Русь. Воскресенская летопись писала: «тое же осени ( в октябре) царь Мамотек, Улу Магметов сын, взял город Казань, вотчича Казанского князя Либея убил, а сам сел в Казани царствовати» (~16~). Никоновская летопись вместо Алибея писала «Азый» (воитель). Таким образом, в Казани произошел переворот, Булгарская династия была ликвидирована, установилась золотоордынская династия Улу Мухамеда. В историографии есть мнение, что именно Улу Мухамед основал город Казань и образовал Казанское ханство. Однако, ни одна из летописей, и ни один из других достоверных источников, передавая сведения об Улу Мухамеде, ничего не пишут о его связях с Казанью, не сообщают не только об основании ее Улу Мухамедом, но и о том, что он когда-нибудь подходил к Казани. Знаток древнерусских, не дошедших до нас летописей и других записей, В.Н.Татищев писал, что Улу Мухамед сначала «засяде в Белеве», оттуда «поиде хан к Новгороду Нижнему и засяде в старом Новгороде Нижнем». После похода в Муром «возвратился к Новгороду, к Нижнему Старому , в нем живяше» Оттуда же он в 1445 году отправил своих сыновей против московского великого князя Василия (~17~).

В Казани начал царствовать Махмут, сын Улу Мухамеда. Касим и Якуб на Руси присоединились к группе князя Василия II против Дмитрия Шемяки и участвовали во вторичном воцарении Василия II. После воцарения Шемяки (в 1446 г.) в 1447 г. шли боевые действия против Шемяки и Василий II победил. Касиму и Якубу за активное участие в делах великого князя в 1449 году были пожалованы города Звенигород, Талдом и Яхрома. В 1450 году они участвовали при окончательной битве против Шемяки за город Галич. В 1450 годах Касиму был пожалован Мещерский городок на р.Ока, впоследствии названный Касимовым.

Академик В.В.Вельяминов-Зернов писал, что Касимовское ханство было создано «как буферное царство» между Московским княжеством и Казанским ханством (~18~). Я думаю не только это. В то время Нижегородское и Рязанское княжества сохраняли еще свою независимость от Московского княжества. Москве надо было как-то ослабить эту самостоятельность с одной стороны, а с другой, держать под контролем мещерские земли, где владетелями выступали многочисленные татарские беи и мурзы.

В литературе есть и другое мнение, когда пишут, что, якобы, до прихода золотоордынской династии в 1445 г. существовало Казанское княжество, а с приходом Махмутека оно стало ханством. Якобы образовалось новое государство, что Казанское ханство есть наследник и продолжатель Золотой Орды. Представителям этой точки зрения нет никакого дела до булгаро-татарского народа, который своих правителей никогда не называл князьями, а свое государство княжеством. Эти правители именовались эмирами, патшами или ханами, а золотоордынские властные структуры и порядки задолго уже до этого были установлены.

Еще одно замечание. Н.М. Карамзин, ссылаясь на польского писателя Стриковского, писал, что, якобы, в 1442 году князь Василий II с помощью «царя Казанского, ходил к Вязьме» (~19~). Этим царем не может быть Улу Мухамет, или Махмутек, так как они были враждебны к Василию II. Вряд ли это мог быть «Либей»- Алибей, он не мог бы пройти большое расстояние до Москвы. Дальнейшие события развернулись следующим образом. В 1446 г. весной царь Махмут совершил поход на Галич и Устюг. «Того же лета на весне, на самы велик день приходили татарове казанские ратью на Устюг: стояли под городом 3 дня... и ушли» (~20~). Очевидно поход был совершен из-за невыплаты выкупа из плена Василия II. Воцарившийся тогда Дмитрий Шемяка, конечно, не платил за Василия, тем более Улу Мухамед к тому времени уже умер. С такой же целью, пожалуй, был совершен поход и в 1448 году. «В лето 6956 в говение Филиппово, царь Казанский Махмутек, послал всех князей своих с многою силою воевати отчину великого князя, Володимир и Муром и прочая грады : слышав же то князь велики посла противу их князя...» (~21~). Противоборство кончилось ничем. После этого Махмут царь утихомирился. Но, Василий II предпринял враждебные действия и в 1461 году, как отмечают Уваровская летопись и Московский летописный свод конца XV века, «князь велике поиде к Володимирю, хотя ити на Казанского царя. Бывшу же ему в Володимере и ту приидоша к нему послы ис Казани и взяша мир» (~22~).

До 1467 г. летописи почти все молчат. В этом году все они в один голос известили о начавшейся войне между двумя государствами. Новгородская четвертая, Софийская и Мазуринская летописи сообщили: 14 сентября 1467 года «великий князь Иван Васильевич посылал царевича Касима, с ним же и воевод своих со многими людьми Казани на царя Абреима, и не успеша ничего же» (~23~). Об этой войне 1467-1470 гг. в Никоновской летописи написано на страницах 118-123, в Воскресеньской — 152-158 страницах. Мы не будем описывать весь ход этой войны, так как она достаточно полно освещена во многих исторических трудах прошлого (начиная с С.Герберштейна до М.С. Соловьева) и в следующих современных книгах: История Казани. - Т. 1. - Казань, 1988; С.Х. Алишев. Казань и Москва: Межгосударственные отношения в XV-XVI вв. - Казань, 1995. и др. Отметим лишь: причиной начала войны было желание русского великого княжества посадить на престол Казанского ханства своего служилого царевича, Городецкого хана Касима, что подтверждает мнение В.В Вельяминова -Зернова о возможности вмешательства в дела Казани, использовав Касима. Как известно Касим был братом Казанского хана Махмута. Махмут умер в 1467 г. От него остались два сына: Халил и Ибрагим. Ханом стал старший Халил, женатый на знаменитой Нур-Салтан. По обычаю жена умершего брата должна была выйти замуж за другого живого брата. В данном случае, жена Махмута вышла за Касима, а жена Халила Нур-Салтан за Ибрагима. В Москве считали это обстоятельство очень удобным случаем для предъявления требования к казанцам о провозглашении Касима ханом Казани. После неудачного похода Касим умер. Это очевидно так, поскольку в последующих военных действиях Москвы против Казани он уже не участвовал.

Надо отметить и то, что война ни к чему не привела. Делая выводы о войне 1467-1470 гг., С. М.Соловьев писал: «В четыре описанные похода ничего не было сделано; весь успех ограничивался опустошением неприятельских областей, за что казанцы также не оставались в долгу; сожжение казанских посадов Руном не могло вознаградить за потери, понесенные отрядом князя Ярославского, мало того, — выгода была явно на стороне казанцев, потому что им удалось подчинить себе Вятку» (~24~).

Однако вскорости Вятская земля вышла из повиновения Казани и стала самостоятельной республикой. Воспользовавшись удобным моментом Ибрагим хан в 1478 г. совершил поход против г. Хлынова. В течение 4-х недель казанские отряды наступали, но г. Хлынова взять не смогли. В Архангелогородской летописи написано: «В лето 6986. Царь Абреим Казанский приходил на Вятку в мясопуст великий, села и волости повоевал, а града не взял не единого. А на Устюг пошел был, ино Молома река была водяна, нелзе итти; и он шед един день, да воротися» (~25~). Это было зимой, а весной того же 1478 года великий князь Москвы Иван III организовал поход на Казань...
............

...О начале Казанского ханства [тенденциозная летопись] "Казанская история" писала так: "Бысть же на Каме на реке старый град именем Брягов (от имени Ибрагим), оттуду же прииде царь, именем Саин Болгарский. И поискав по местом проходя в лето 6685 (1177) и обрете на Волге... Царь возграде на месте том Казань"; "и бысть Казань столный город, вместо Брягова". Откуда взял автор дату основания Казани — 1177 год? По этому поводу, кажется, никто еще не писал. Я думаю, может быть, это дата образования и выделения Казанского эмирата (княжества) в составе Булгарского царства. Выше было отмечено, что феодальное раздробление в нем началось до монгольских завоеваний. А может быть, автор произвольно взял дату начала летописания. Известно, что основные московские летописи начинаются с 1177 г., хотя в их текстах дата основания Москвы указано 1147 г. Автор продолжает писать о месте города и о населении. Место «пренарочито и красно вельми, и скотопожитно, и пчелисто, всяцеми земными семяны родимо, и овощми преизобильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много, яко не мощно обрести другого такого места во всей Русской нашей земли, нигде же таковому подобно месту красотою и крепостию и угодием человеческим не вем ( видем) же, аще есть будет в чюжих землях» (~92~). Как видно, характеристика казанских земель совпадает с оценкой И.Пересветова, когда он писал о «подрайской землице» Думается, что эти слова «летописца» тоже для вызова заинтересованности русских людей в захвате богатых земель. Однако эта земля, оказывается являлась обиталищем «змей велик и страшен о дву главу: едину имея змиеву, а другую главу волову; Единою пожираше человеки и скоты и звери, а другою главою траву ядяше». По приказу царя Казани колдун, собрав все змеи в один круг, сжег их. Вот ведь как, на такой прекрасной земле жили змеи и здесь была основана Казань. Далее о населении: царь заселял это место закамскими булгарами « язык лют и поган» «болгарская чернь... обычаем злым,песьим главам, самоедом, ина черемиса зовемая отяки». В другом месте автор о населении Казанского ханства более конкретно писал так: «збиратися в Казань срачины и черемиса... худые болгары». Срачины — это христианское название мусульман, худые булгары — это рядовые люди, простой народ, а черемисы — это мари и чуваши.

Далее речь идет об отношениях между Золотой Ордой и Московским великим княжеством: о Белевском сражении 1437 г.; об Улу Мухамеде, выгнанный из г. Сарая как будто Едигеем, умершем 18 лет тому назад. Затем «История» рассказывает о нем как об основателе Казани и Казанского ханства без каких-либо доказательств; о пленении великого князя Москвы Василия II в результате Суздальского сражения ; воцарении Махмутека в Казани (1445 г.) и отпуске Василия II из Казани в Москву.

В действительности Улу Мухамет не основал Казань и ее государство. Не один из достоверных источников, не одна из летописей не указывают на это, не говорят даже, что Улу Мухамет подошел когда-либо к Казани. Василий II по их данным был отпущен не из Казани, а из Курмыша. Автор лжет так же и в том, что Улу Мухамет был зарезан сыном Махмутеком (~93~). В этом заключается вся разница «Казанской истории» со всеми летописями по поводу событий 1445 г. Автор хотел создать впечатление у читателей, что Казань есть «преокаянная дщерь Золотой Орды», в чем и преуспел. И сейчас еще существует убеждение, что так оно и есть. Жаль, что такие люди не могли подняться на уровень выше сочинений XVI века. Здесь надо добавить то, что Улу Мухамет после Белевского сражения кочевал своим двором (юртом) в мещерских землях по р. Оке, зимовал в Старом (татарском, может быть) Нижнем Новгороде.

Сказав вкратце о наступлении золотоордынского хана Ахмата на Москву и уходе его от р. Угры, «летописец» переходил к перевороту в Казани в 1487 г. русскими войсками. В указанном году русские полки под командованием воевод Данила Холмского, Александра Оболенского, Семена Ряполовского после «боя велику на реке на Свияге», пишет он, «царя Казанского Алехама жива яша руками» с его семьей. Как будто не было сражения за Казань, 52-дневной осады и обороны города и очень легко они посадили на трон Мухамет Амина в Казани. Автор не осведомлен и в том, что Абдул Лятыф прибыл в Москву только в 1493 году. До своего воцарения «Махметемин, — писал автор, — взя за себя из темницы жену... Алехама царя, умершего в заточении в Вологде». Не называя имени царицы , он начинает грубыми ругательскими словами винить ее в уговоре Мухамет Амина «изменить великому князю Ивану III». А если Мухамет Амин не порвет с русскими, то он будет рабом их, «да всего царства своего лишен будеши. Аще ли се сотвориши, то имаеши царствовати многа лета в Казани, аще ли сего не сотвориши, то вскоре з бесчестием и с поруганием сведен будеши с царства своего...» (~94~). В результате этого, якобы, Мухамет Амин «изменил своему отцу Василию III» и начал войну против русских в 1505 г. В ответ на поход Мухамет Амина на Нижний Новгород русские войска подошли к Казани и произошло большое сражение на Арском поле.

По словам «истории» на Арском поле татары и черемисы организовали праздник или ярмарку, «торговаху з градскими людьми, продающе и купующе и меняюще». Люди веселились и как будто пьянствовали Во всем этом рассказе правду найти очень трудно. Он почти целиком состоит из вымысла: ярмарку организовать казанцы в такое тревожное время не могли, татары не пили как русские, князь Дмитрий не был пленен, воевода Киселев не был убит и т.д...

  

Эпиграф — составителя сайта.

  

Viewing    
is guaranteed    
only with    
browser IE5.5    
or later version.   
Text only russian   .