Избранное из Интернет
о Касимовском ханстве
Вопреки негласному правилу
для данного сайта (по мере возможности
не давать копии открыто выставленных в
Интернете материалов), здесь составитель
будет приводить фрагменты ресурсов (или
их полные копии) с
указанием ссылки на основной источник.
Считается, что средняя
продолжительность документа в Сети —
около 1,5 лет. Да и по опыту: ссылки
долго не живут; на этом сайте за три года
более половины гиперссылок так же
перестали работать из-за перемещения
ресурсов, удаления и пр.
Вот по этой причине автор набрался наглости и приводит
отрывки понравившихся ему статей или эти статьи целиком...
-
-
-
Булат
Рахимзянов (г.Казань).
"Концепции Касимовского царства
в работах российских историков XIX в."
Одним из примеров исторического многообразия и сосуществования на одном временном отрезке различных,
казалось бы, взаимоисключающих явлений, является факт существования в Новое время
(XVII в.) на территории православной России исламского государства — Касимовского ханства, или царства, как его чаще называют в историографии XIX в. Оно было создано в середине XV в.), когда уже давно были ликвидированы последние уделы русских удельных властителей, а также и иностранных выходцев на московскую службу. В XVII в. Касимовское царство являло собой пример национального многообразия российской государственно-политической структуры, было примером реального единства внутренней структуры России, так как московское правительство планомерно проводило шаги по ликвидации последних составляющих автономию этого "удела".
Неудивительно, что столь самобытное явление всегда привлекало взоры российских историков, начиная еще с XVIII в. (Татищев, Щербатов), однако наиболее полное представление о природе Касимовского царства, его роли в российской истории дают нам исторические труды авторов XIX в. По сути их концепции Касимовского царства есть ни что иное, как отражение модели многообразия в общественном сознании.
Для Н.М. Карамзина Касимовское ханство, но сути, ничем не отличается от простых уделов русских князей Карамзин не замечает различий между XV в., когда Касимовское царство действительно было одним из уделов на Руси, и XVII в., когда длительное проживание татарскою и русского населения в одном крае привело к некоторым объективным результатам.
Н.М. Полевой первым обратил внимание на то, что Касимовское царство "являлось своего рода "буферным государством" от набегов кочевников с юга; однако эволюция положения Касимовского царства в России, происходившая в течении 3-х веков (XV-XVII), осталась для автора вне его интересов.
С.М. Соловьев обратил внимание на подчиненное положение царства по отношению к России, на его вассальный характер. Также автор заострил свой взгляд на использование Касимовского царства в целях московской дипломатии. Итак, для Соловьева Касимовское царство — это вассальное княжество, существующее для "отвода глаз" исламских стран, для успешной линии внешней политике России.
Работа В.В. Вельяминова-Зернова, посвященная специально истории Касимовского царства, синтезировала и обобщила в себе все достижения предшественников. Концепция автора состоит в том, что Касимовское царство — буферное государство, созданное искусственно, для защиты границ Московского княжества от набегов кочевых орд. Его возникновение было связано со стечением обстоятельств, которые удачно использовал в своих целях Василий II. Также Касимовское царство являлось своего рода "династическим противовесом" Казани, средством предъявления династических претензий на казанский престол. Итак, автор подытожил труды предшествующих исследователей, углубив их и внеся свой элемент новизны в исследование темы.
|