Сайт посвящен Касимовскому царству (ханству),
существовавшему в 1446-1681 гг.
Информация о касимовских татарах,
общетюркские вопросы.
Избранное из Интернет
о касимовских татарах
-
-
-
Как живут рязанские татары на своей земле
(статья М.Сафарова на всемирном
татарском сервере)
Приведено полностью.
Традиционно, Рязанская земля ассоциируется в представлении многих людей как край "березового ситца". И действительно, большинство населения Рязанской области составляют русские. Лишь на востоке региона — в Касимовском, Сасовском,
Ермишинском и Кадомском районах смешанно с русскими живут и татары.
Центром татарской духовности и культуры вот уже несколько столетий является старинный город Касимов, расположенный на Оке. Касимов долгие годы был центром небольшого татарского ханства, простиравшегося на 200 км и просуществовавшее 200 лет. Касимовское ханство сыграло огромную роль в истории России.
По существу, оно было рубежом между татарскими землями и Московским государством.
В 1681 году ханство по указу Петра I
было ликвидировано. По правде говоря, еще задолго до этого касимовские ханы стали номинальными руководителями, т.к. власть в ханстве была сосредоточена в руках русских воевод. Уже в конце ХVII века началась массовая христианизация, в результате которой часть знати крестилась, а
бóльшая — была лишена земель, титулов, богатств.
Постепенно касимовские татары освоили земледельческий труд (до этого татары в Касимове "лишь владели землями и крестьянами"). Со временем выросли крупные татарские села Болотце (Жаубаш), Подлипки (Шырын), Царицыно (Бием Салы), Толстиково (Толстик) и др. В них были построены деревянные мечети. Значительное число сельчан уходило на заработки в Санкт-Петербург и Москву, где нанимались на работу в рестораны, купеческие лавки и т.д.
Золотая пора в жизни касимовских татар наступила во второй половине XIX века, когда многие из них выбились в крупные купцы-меховщики. Купечество щедро занималось благотворительством, строя мечети, медресе, мектебы. На деньги купеческой династии Кастровых в Касимове действовало крупное медресе, при котором был народный театр и издавалась газета "Чалгы" ("Коса").
В 1897 году в Касимове было создано "Мусульманское благотворительное общество", которое поддерживало мечети, малоимущих учащихся медресе, благоустраивали мусульманские кладбища и т.д.
После революции 1917 года была свернута вся национальная жизнь касимовских татар. Закрытие мечетей, медресе, газеты, театра повлияло на процесс ассимиляции, увеличились смешанные браки, молодежь стала забывать родной язык.
В 1990-е годы картина стала меняться. Была создана мусульманская община во главе с имамом Мукаддасом Сафиулловичем Ахуновым. В Касимове вновь открыта мечеть, построенная в 1906 году (в советские времена не действовала). Реставрация мечети затянулась на несколько лет, т.к. больших средств сразу не нашлось. Во многом благодаря Духовному управлению мусульман Европейской части России ремонт продолжается. В планах общины — восстановление минарета.
В Касимове сохранилось здание и другой мечети —
Ханской, которая является первой мечетью, построенной на русской земле. Ныне в здании мечети размещен городской краеведческий музей. Кстати, музей имеет и другое здание, однако мечеть не возвращается мусульманам Касимова. Как бы ни комментировали эту ситуацию заинтересованные лица, все же представляется, что музею, каким бы он прекрасным ни был, не место в храме.
В селе Подлипки в окрестностях Касимова также восстановлена старинная мечеть, действующая уже несколько лет. Традиционным становится и касимовский "Сабантуй", который объединяет не только местных татар, но и представителей других народов.
Если о Касимове и касимовских татарах издано несколько глубоких работ, то об истории татар-мишарей Рязанской области почти ничего не написано. Татары- мишари жили в рязанском ареале еще задолго до образования Касимовского ханства. Поэтому черты их материальной культуры во многом архаичны. Современные села их были основаны еще в ХVI-ХVII веках. Большинство жителей традиционно занималось земледелием и животноводством, местами пчеловодством. Местные жители умели хорошо торговать. В памяти стариков сохранились воспоминания о знаменитых ярмарках, проходивших в с. Азеево —
центре здешних татар. До сих пор сохранились в Азееве каменные двухэтажные дома — свидетельство зажиточности его жителей. О богатстве местных татар говорят и многочисленные кирпичные амбары (клят), которые автор этих строк видел в селах Азеево и Иванково. Была здесь и широкая сеть многочисленных мечетей, мектебов, а с начала XX в. и земских школ.
Ныне татарское население здешних мест значительно сократилось. Воспоминаниями о некоторых татарских деревнях (Чернышеве, Богданове, Большой Студенец) остаются лишь старинные мусульманские кладбища с арабскими письменами на памятниках. Но вместе, с тем, есть и села с татарским большинством населения. К примеру, в с. Бастаново Сасовского района в 1999 году была реконструирована и открыта старинная мечеть. Население села заметно увеличивается за счет своих земляков, возвращающихся из всех окраин бывшего Советского Союза в родные края.
Конечно, процесс возрождения духовности очень долог. Ощущая себя частью великой семьи татар, местные представители этого древнего народа зачастую плохо разбираются в своей истории, забывают родной язык. А это главное, что делает татар татарами. Поэтому неоценима роль старшего поколения, призванного осуществлять миссию духовного и нравственного наставничества. И такие люди есть. К примеру, в с.Бастаново живет Гульсум-ханум Давликамова, которой исполнилось 95 лет. Без ее участия не обходится ни одно собрание верующих в селе, в каждом доме она желанная гостья. Помимо чтения Священного Корана Гульсум-ханум разъясняет мусульманам суть Ислама, доказывая своим жизненным примером, что человек в любом деле найдет силы в вере. Веками местные татары жили в дружбе с русскими. Автору приходилось видеть в с. Азеево русских людей свободно владевших татарским разговорным языком. А уважение к языку и культуре соседа является символом подлинной дружбы народов.
Над древней рязанской землей прошумели ветры столетий. И все эти века здесь живут татары. Интерес к их культуре и истории существенно возрос в последнее время, хотя тесные связи местных организаций с Татарстаном еще только налаживаются. Своеобразие и самобытность татар Рязанской области начали привлекать новых исследователей.
Марат САФАРОВ
|