.... Что на свете есть милее края,
Где ты рос и начинал свой путь?
Ничего не надо мне другого,
Только б запах сена лугового,
Скошенного мной самим, вдохнуть..

С.Хаким. "Ничего другого мне не надо" /перевод Р.Морана/

  

Татары
Сасовского района

 

Татарское население Сасовского района.
Прошлое, настоящее и будущее.

Автор — Марат Сафаров, г. Москва.
Опубликовано в районной газете "Призыв из Сасова",
№ 111 (12376) за 14 сентября 1999 г.

Как отмечают источники, предки татар появились в междуречье Мокши и Цны не позднее XII-XIII веков. Тюрко-язычные племена заселяют земли местных финоязычных народов. Многие ошибочно считают пришедших в начале XIII века монголо-татар предками современных татар. Это, безусловно, ошибка отечественных историков. Предки татар — булгары, расселившиеся на огромной территории Поволжья и сопредельных земель, и стали предтечей, в том числе, и сасовских татар.

Историк В. Вельяминов-Зернов, автор фундаментального труда "История о касимовских царях и царевичах" пишет, что "земли по берегу Цны входили во владения Золотой Орды, а позднее Касимовского ханства". Тем самым к коренному тюркоязычному населению прибавились и пришлые племена, говорившие также на тюркских языках. Крупные мурзы (князья) владели большими наделами земли, передававшейся по наследству. На подвластной им земле они расселяли своих земляков — воинов, ремесленников, торговцев. Большинство из них перенимали земледельческий опыт своих русских и мордовских соседей, то есть становились крестьянами. Однако твердо сохраняли свои традиции, обычаи и религию.

Вот в этот период и основываются наиболее известные татарские селения на местной земле. Рассмотрим их по отдельности.

Бастаново (тат. Бостан) — крупное татарское селение, было основано в конце XVI века. Наибольший подъем в селе наступил в период второй половины XIX — начала XX века. В селе действовали две мечети. Сохранились имена имамов бастановских мечетей тех лет — ахуна Мухаматжана Девликамова, Абдуллы Тынчерова, Азанчи Карим-Хазрата. Все они получили религиозное образование в селе Азееве (ныне Ермишинского района Рязанской области), в крупном и известном медресе (высшей религиозной школе). Существовала татарская земская школа, где помимо общеобразовательных предметов преподавались и основы ислама. Земская школа давала ее выпускникам знание русского языка.

После 1917 года бастановские мечети были закрыты. Мечеть на верхней улице была разобрана. Нижняя мечеть сохранилась. В ней размещалась школа-интернат, что дало возможность сохранить здание. После долгих лет политики государственного атеизма появилась возможность возродить мусульманский храм.

Большую роль в его возрождении сыграла А.Г.Канеева, известная в Бастанове общественный деятель. С пониманием к нуждам бастановцев, их духовным потребностям отнеслись сельская и районная администрации, бизнесмены. Большую помощь оказало Духовное управление мусульман Европейской России (Москва) в лице муфтия Равиля Гайнутдина. Хочется отметить и помощь москвича А. Ибрагимова, сыгравшего большую роль в становлении мусульманской общины с. Бастаново.

Тархань (тат. Тархан) — некогда известное татарское село. Расположилось на живописном берегу Цны. Название села восходит ко временам золотоордынского времени. Тарханы крупные воины, наделяемые землей и не платившие за нее налогов. Большинство населения было татарским. Мечети в селе, по имеющимся данным, не было. Но существовало мектебе (средняя мусульманская школа).

После революции, особенно в 1930-е годы, большинство населения выехало в регионы Средней Азии. До наших дней в селе живут 5-6 татарских семей.

Большой Студенец (тат. Зур Студенец). Одно из наиболее известных татарских сел округи. Основано примерно в XVI - XVII веках. К 1930-м годам жило около 50 татарских семей. Татарская школа — мектебе — существовала недолго. В старину село было землевладением татар-толмачей (переводчиков) из рода Сакаевых и Бегловых. Толмачами они служили при дворце Касимовского хана. А некоторые — у русского царя в Москве.

В 1930 -  40-е годы в Б. Студенце существовал национальный татарский колхоз. Его председателями были Шакир Сакаев (1913 - 1989) и Ариф Беглов. Много знатных земляков. Среди них Садыя Арифовна Беглова (1923 - 1992), долгие годы работавшая председателем Верховного Суда Татарстана, заместителем министра юстиции республики. Уроженец села Мухаматжан Сакаев работал секретарем последнего бухарского эмира Алимхана. Впоследствии — в 1918 году — вступил в ВКП(б). Его интересной судьбе посвящена экспозиция в одном из музеев Ташкента.

Уроженка Большого Студенца Фазыля Хусаиновна Сакаева (Ширинская) (1901 - 1992) — выпускница Азеевского медресе. Была широко известна своим благочестием среди московских мусульман.

Большинство местных татар переселилось в регионы Средней Азии.

Алешино (тат. Алешня). Большое русское село, однако имеющее в своей истории татарский пласт. Татары селятся здесь в XVII веке. Существовала мечеть. В ее приход входила община Алешина, Б. Студенца, Тархани, Теньсюпина, Калдамышева, Агломазова. Однако мечеть закрыли в 1920-е годы. Существовало мектебе. Закрыто в 1930 годы одновременно с другими подобными центрами исламского образования. Здание существует и сейчас.

Среди известных алешинеких татар — Амина Хамзинична Тюменева, педагог с огромным стажем.

Теньсюпино (тат. Теньсюпин) — крупное татарское село. Основано в конце XVII века. Существовало мектебе. Ныне татарское население составляет около 50 процентов сельчан. Кроме того существуют крупные татарские села Колдамышево и Агломазово.

История сасовских татар мало изучена как местными, так и татарскими исследователями. Хотя они внесли крупный вклад в культуру Рязанского края, татарского народа в целом. Пока живы старики, знающие и передающие последующим поколениям культуру и традиции, необходимо собрать богатый материал.

Сасовский край — многонационален. В быту в мире и дружбе живут местные жители — русские, мордва и татары. Уважают традиции друг друга, перенимают опыт. Так и должно быть. Вместо лозунгов дружбы народов — подлинная дружба и взаимопонимание.

Каково же будущее у сасовских татар? Мое мнение — что перспективное. Возрождается духовность. Тому примером — с. Бастаново, где возродилась мечеть. Дорога к храму трудна и далека. Большую помощь в этом пути должен сыграть имам. Его однако пока нет. Но есть другие знатоки веры. Например, Гульсум Ханум Девликамова. Ей 95 лет, однако она неустанно приобщает к вере людей своими молитвами, своим благочестием.

Много проблем у сасовских татар. Однако будем надеяться, что имея большое историческое прошлое, они будут иметь и большое будущее.

Марат Сафаров.   

 

Примечания составителя сайта.

1. Эпиграф — составителя сайта.

2. По поводу выражения "...предки татар — булгары, расселившиеся на огромной территории Поволжья и сопредельных земель..." — по последним публикациям, предками западных татар являются и кипчако-буртасские племена...

3. Гульсум-татай 2005 елны вафат булды - агары 99 яшь иде...  /  Г.Девликамова умерла в 2005 г. в возрасте 99 лет /.

  

Viewing    
is guaranteed    
only with    
browser IE5.5    
or later version.   
Text only russian   .