Часть 1.
Васильев "дар" "другу"...
Многие современные источники, ссылаясь на историков, считают
существование в средних веках автономного образования внутри Русского государства — Касимовского ханства —
неким недоразумением. Однако, несмотря на их пренебрежительно-снисходительный тон подчеркивания, что,
дескать, изначально Касимову отводилась роль вассала или
"политической игрушки", период возникновения этого странного на первый взгляд государственного образования в теле российского государства остается в тумане.
В данной статье попробуем разобраться
именно с этим, весьма "щепетильным"
моментом.
Русские историки этот момент стараются или обойти совсем (как С.М.Соловьев), или как-то это сгладить (как Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и др.).
...взахлеб
ссылаются на "корифеев" в этом
вопросе — Вельяминова-Зернова В.В.
("Исследование о касимовских царях и царевичах". — ч. 1-4. — СПб., 1863 г.)
и Шишкина Н.И. ("История города Касимова с древнейших времен". — Рязань, 1891 г.),
мол, "…в середине XV века Мещерский городец перешел в удел казанскому царевичу Касиму…". "Рисуется"
совершенно однозначная картина: ...
Где-то в годах 1447-1450-х, <якобы> в результате обострения борьбы за казанский престол
<надо заметить : совсем молодого
ханства, возникшего около 1438 г.>, царевичи Касим и Якуб бежали к великому московскому князю Василию. Они служили верно, одержав ряд важных военных побед и за это Василий Темный подарил им в удел Мещерский Городок с прилегающей местностью...
Однако! Подарок, по тем временам еще не очень великого по территории Московского княжества, просто колоссальный. Прямо-таки Потемкин с Тавридой и пограничниками. Каких-то существенных подвигов, хотя бы заслуживающих передачи в кормление хотя б нескольких городов, со стороны Касима (инородца, кстати) отечественная история не помнит. Тогда, спрашивается, что это за неслыханный жест доброты?...
Не мы первые задумались об этом. В начале XX века жил в г. Казани российский историк и этнограф. Звали его Михаил Георгиевич Худяков. Молодой доктор наук был
застрелен в застенках НКВД в 1936 г., когда ему было всего 42 года. Долгие годы его труды по истории Поволжья предавались забвению, ибо в них ход мыслей не всегда совпадал с генеральной линией, не допускающий, что у внутренней истории России могут быть ''некрасивые'' моменты...
Изучим ключевые моменты данного труда,
затрагивающие и наш вопрос. Кстати, подтверждения
мыслей Худякова мы найдем и в книге
"Татары и Русь: 300 лет вместе"(автор
В.Похлебкин)... Составитель данного
сайта так же, как и авторы этих двух
книг, придерживается точки зрения, что уступка
Мещерского Городца была крайне
вынужденной и совсем не добровольной.
Совсем другое дело, что впоследствии
Москва сумела умно извлечь из этого
выгоду — честь и хвала политикам средневековья —
но мы сейчас будем разбираться именно с
ситуацией 1444-1447 гг.
Надо сказать, что за последние годы в
Сети появились, наконец, серьезные труды,
затрагивающие роль Касимовского
ханства в истории России. В первую
очередь, конечно, это исследования
молодого историка из Казани Булата
Рахимзянова. В рамках данного сайта
составитель будет неоднократно
ссылаться на его статьи и выступления,
а также на фундаментальный труд С.Алишева,
приуроченный к 1000-летию Казани, открыто опубликованные в
Интернете.
А мы вернемся в середину XV века.
Прежде чем зацепиться за самое начало
истории (откуда, что называется, "растут ноги") поищем сразу так
называемые подвиги Касима и его службу
"другу" — Великому князю
Московскому, — за которые Василий II платит неслыханно щедро, выделяя в пожизненное пользование инородцу немалую
собственную территорию вокруг Мещерского городца, которую Москва присоединила относительно недавно (на рубеже XIV-XV вв., а восточная часть этих земель, принадлежавшие
аморфно-эфемерному Темниковскому княжеству, по некоторым данным, была присоединена в 1380-х гг.).
Прежде всего надо вспомнить, что это за было время — 30-40-е XV в.
В степи происходят необратимые процессы, Джучиев Улус (или, как мы говорим, Золотая Орда) после поражения в Куликовской битве в 1380 г.
будет совсем разорен Тамерланом в 1395 г.
Из нее в период нестабильности и чехарды с ханами постепенно отпочковались Крымское (годы существования 1443...1783 гг.), Казанское (1438...1552 г.), Астраханское ханства (1459...1556 гг.), Ногайская Орда (1426...1606 гг.) и др...
Вот, кстати, и подвиг Касима (величали
его ханом) выискался: незначительная
победа над золотоордынским ханом Сеид-Ахмедом в 1449 г. на р.Пахра (см.
лит.[[4]], стр. 471-475; а также: [[3]], гл.III, стр.199) :
«… шайки хищников Ординских грабили близ Ельца и даже в Московской области: Царевич Касим, верный друг Васильев, разбил их в окрестностях Похры и Битюга…».
Надо заметить, что Сеид-Ахмет, пусть и потомственный
хан, в 1442-1455 гг. представлял только Западную часть Большой Орды
(см. лит. [[1]], с.23). К тому же, скорее всего
Касим уже сидел к тому времени в Городце...
Да, действительно, он 20 лет (потом)
верно служил Василию. Если это так можно
назвать — ведь до 1467 г. Москва и
Казань жили, в основном, в мире, как
союзники. А Касим... все это время жил в
Городце — видно, "авансом"
получил удел:).
Вот и подошли к корню истории.
А она тянется к непростому финалу жизни
отца будущего Касим-хана — хану
Золотой Орды Улу-Мухамеда.
По материалам книги М.Худякова "Очерки по истории Казанского ханства"
/ лит. [[5]], ссылки автора на свои
первоисточники — в виде (~...~)/
мы имеем следующее (в вольном изложении):
…Хан Улу-Мухамед был внуком Тохтамыша и сыном Сарайского хана Джеляль-уддина.
Многократно занимал он трон Золотой
Орды в непростые годы ее истории. Свергнутый в 1436 г. с Сарайского трона
Гыяс-эддином, он отправился в Крым, основал там самостоятельное государство. Однако не утвердившись на Крымском троне, он в 1437 году,
надеясь на гостеприимство Великого
князя Московского (ведь Василий совсем
недавно — в 1431 г. — получил
ярлык на княжение именно из рук Улу-Мухамеда
в бытность его Сарайским ханом),
перешел русскую границу и занял город
Белев. Но Москва, желая показать
преданность Кичи-Мухамеда (хану
Золотой Орды с 1437 г.), послала отряд
против 3-тысячного войска Улу-Мухамеда (лит. [[1]],
c.79).
В битве под Белевым 5 декабря 1437 г.
русское войско потерпело поражение (г.Белёв
ныне находится на западе Тульской
области), Улу-Мухамед, пройдя далее на восток
верховьями Дона, Цны, Хопра, вышел к Суре, двинулся через Мордовские
земли к Волге, решив отторгнуть земли
Золотой Орды, расположенные по Средней
Волге и в Засурье...
Далее историки противоречат
друг другу в освещении жизни Улу-Мухамеда
и его войска до 1444 г. Хотя план вывода
из-под контроля Сарая бывших земель
Булгарского ханства у него созрел,
видимо, еще в Белеве. М.Худяков считает
основателем Казанского ханства именно
Улу-Мухамеда:
...Наместник Орды в Казани (в 1411 г. Сарай представлял царевич Талыч, в 1437 г. был некий независимый владетельный князь Али-Бек или, как его называют в летописях, Либей) помешать не смог, и Улу-Мухамед закрепился в Казани, отколол подчиненные территории от Сарая и стал часто терзать Московское княжество набегами...
М.Худяков пишет, что Улу-Мухамед
решил восстановить свое господство над
Россией и заставить Москву платить
дань ему, а не Кичи-Мухамеду в Сарай.
Именно с этой целью он занял весной 1439 г.
Нижний Новгород, даже подходил к Москве
(с 3 по 13 июня)...
Но С.Алишев отрицает факт
возвращения Улул-Мухамеда в Казань и
пишет, что "...ни одна из летописей, и ни один из других достоверных источников, передавая сведения об Улу-Мухамеде, ничего не пишут о его связях с Казанью, не сообщают не только об основании ее Улу Мухамедом, но и о том, что он когда-нибудь подходил к Казани...".
Вполне вероятно, что царь временами
жил в старом Нижнем Новгороде (предположительно: в татарской части города),
но откочевывая в мещерские земли
(где местную власть опять же
представляли татарские беи и мурзы). До
1444 г. в московские земли он не
вступал.
М.Худяков (не соглашаясь с
точкой зрения, позже описанной С.Алишевым) вновь пишет, что
осенью 1444 г. хан в очередной раз взяв
Нижний Новгород, остался там зимовать.
В январе 1445 г. он посылает отряд в
Муром, который терпит поражение от
русских. Заметим, именно "посылает" —
Улу-Мухамед был уже в годах. Но весной
татарское войско под началом Махмуда и
Якуба выступило вновь и дошло до
Владимира. И тут произошло ключевое для
нашего обсуждения событие:
... Из-за
крайне неудачных обстоятельств и тактического просчета в сражении в окрестностях Суздаля, у Спасо-Евфимиева монастыря
на берегу реки Нерли 7 июля 1445 г. (см.
лит.[[5]], с. 25-26; кроме того, Н.М.Карамзин пишет о том же)
русские войска были разбиты, а великий князь Василий Васильевич и
его кузен — князь Михаил попали в плен
(кстати, как мы уже говорили, 14 лет назад именно из рук Улу-Мухамеда Василий получал в Сарае ярлык на княжение, выиграв спор со своим дядей Юрием Дмитриевичем). Василий согласился на огромную контрибуцию и его 1 октября
( заметьте:: продержав почти 4 месяца
) освободили.
Остановимся. И Худяков, и Похлебкин, и
Алишев, ссылаясь на источники, подробно
разбирают сей момент. Действительно,
неслыханно: ведь в первый и последний раз в истории
России глава государства попадает в
неволю к противнику в открытом бою.
По поводу пленения Великого князя Л.Н.Гумилев
(см. лит.[[2]], с.186) пишет:
«…Такого поворота совершенно не ожидали и сами татарские царевичи. Они долго думали, как поступить со столь знатным пленником, и для начала отослали в Москву матери и жене Василия его нательный крест, дабы те усомнились в скорбном известии. Дмитрий Шемяка /двоюродный брат Василия, сын Юрия Дмитриевича/ через своих посланников склонял татар не отпускать Василия на свободу, однако великому князю удалось освободиться из плена ценой огромного «откупа» в 200 тысяч рублей. Для сбора этой фантастической суммы в месте с Василием были отправлены на Русь татарские мурзы с отрядами воинов, многие из которых тут же поступали «в службу» к Василию. Разумеется, великий князь был вынужден принимать татар ласково, и по стране распространилось недовольство татарской ориентацией Василия: «Чему еси татар привел на русскую землю и города дал еси им, волости подавал еси в кормление?… Недовольством решил воспользоваться Шемяка…».
В.Похлебкин (см.
лит. [[1]], с.81-84):
…Оба они /т.е. великий князь Василий II
и его кузен князь Михаил Верейский/ были доставлены в ставку Улу-Мухаммеда в Нижнем Новгороде, где согласились на все продиктованные им татарами условия мира. Последние были настолько тяжелы и унизительны, что не были даже опубликованы, но породили чрезвычайную панику в Московском государстве и различные слухи о том, что Василий II вовсе отдал татарам Москву,
и что себе оставил Тверь и т.п.
Еще один российский историк, Н.М.Карамзин, который в отличие от С.М.Соловьева, не отрицал влияния монголо-татарского господства на организацию государственного строя Руси, еще более подробно описывает упомянутые события
{ в фигурных скобках дополнения
автора сайта }:
…Силы Государства Московскаго не уменьшились: только Василий не умел подражать деду
{ Дмитрию Донскому } творить многочисленные воинства; земля оскудела не людьми, но умом Правителей… Неприятель был вдвое многочисленнее… Россияне, положив на месте 500 Моголов, были истреблены. Сам Великий Князь, личным мужеством заслужив похвалу — имея простреленную руку… — отдался в плен вместе с Михаилом Верейским и знатнейшими боярами… Москва видала ея Государей в злосчастии и в бегстве, но никогда не видала в плену… Царевичи
{ казанские }, хотя и победители, вместо намерения итти к Москве — чего она в безрассудном страхе ожидала — мыслили единственно как можно скорее удалиться с добычей и с важным пленником, имея столь мало войска. От Суздаля … возвратились к отцу в Нижний. Сам Махмет
{ Улу-Мухамед } опасался Россиян и не разсудил за благо остаться в наших пределах; зная расположение Шемяки, отправил к нему Посла… с дружескими уверениями, а сам отступил к Курмышу, взяв с собой Великаго Князя и Михаила Верейскаго… Дело шло о том, что Василию быть в вечной неволе
{ подчеркнуто автором сайта }, а Шемяка Великим Князем под верховной властью Царя Казанского. Но Махмет, долго не имев вести о Бегиче, вообразил и поверил слуху, что Шемяка убил его и хочет господствовать в России независимо. Еще и другое обстоятельство могло способствовать счастливой перемене в судьбе Василия. Один из князей Болгарских или Могольских, именем Либей, завладел тогда Казанью,
после он был умерщвлен сыном Ханским, Мамутеком —
{позже это убийство было переиначено
летописцами как убийство
Махмутеком собственного отца — Улу-Мухамеда! }.
Желая скорее возвратиться в Болгарию { Волжскую }, Царь советовался с ближними, призвал Великаго Князя, с ласкою объявил ему свободу, требуя от него единственно
умеренного окупа и благодарности. Василий, прославив милость Неба и Царскую, выехал из Курмыша…
Н.М.Карамзин при упоминании якобы «умеренного окупа…» ссылается на
набившую оскомину тенденциозную Царственную книгу, в цитате из которого ровным счетом ничего не говорится о размере выкупа.
Лишь совсем недавно появились публикации историков, где
можно найти текст мирного договора 1445 г. (этот текст в Москве не был открыто оглашен,
ведь событие было из рязряда таковых, что лучше забыть о них как можно скорее).
Для нас же наибольший интерес представляет
один из последних пунктов этого договора.
...Особым условием мирного договора было выделение русским великим князем в заокской Мещерской земле особого удела, который должен был служить как бы буферным государством между Казанским ханством и Московским княжеством и который получал во владение сын Улу-Мухаммеда Касим, формально становившийся «русским удельным князем», владельцем особого удела на русской земле — Касимовского царства...
Вновь обратимся к В.В.Похлебкину:
...Договор для Руси
был унизительным, т.к. около 500 казанских людей получили различные административные должности и города и волости на кормление. К этому времени относится выделение татарам в Мещерской земле (на Оке) особого удела — так называемого "Касимовского царства", отданного, вероятно, в силу условий того же мирного договора, во владение сыну Улу-Мухамеда царевичу Касиму. На образование этого удела нельзя смотреть как на добровольную меру русского правительства, — напротив, оно явилось одним из главнейших результатов одержанной Улу-Мухамедом победы и первой попыткой татарских
ханов вступить в непосредственное управление на русской земле в качестве удельных князей...
М.Худяков также отмечает, что, разумеется, не может быть речи о добровольном принятии Василием татар на службу, в силу хитроумного плана "противопоставить варварам варваров же", как думал С.М.Соловьев…
Проведение в жизнь
Договора Улу-Мухамеда и Василия сопровождалось вспышкой народного возмущения. В числе недовольных были бояре, купцы и духовенство. Через 3,5 месяца после введения нового режима Василий был низложен с престола и ослеплен; в вину ему ставилось — "зачем привел татар на Русскую землю и города с волостями отдал им в кормление?"
(кстати, его прозвище "Темный", по
слухам, был дан не столько из-за того,
что ослеп, а, как подметил В.Похлебкин, что и "...за
то, что привел татар на русскую землю"). На поддержку Василия
двинулись царевичи Касим и Якуб, и в 1447 г. великий князь был восстановлен на Московском престоле. Договор был осуществлен… Василий, с этого времени уже Темный, еще лет 15 будет править Москвой...
К возвращению Великого князя на
престол вернемся чуть ниже. А пока
вспомним, что происходило
непосредственно после его пленения.
...Сыновья Улу Мухамеда Махмут (русские его называли Махмутеком, чтобы не путать с Улу-Мухамедом) и Якуп Василия II привели в начале в старый Нижний Новгород, очевидно, к больному отцу, отсюда двинулись в крепость Курмыш. Здесь Улу-Мухамед умер. Видимо, за упокой души умершего
и был освобожден князь Василий II и другие пленные. В то время такой обычай, как освобождение пленных и рабов за упокой души, широко применялся у мусульман...
За ту огромную контрибуцию, в размер
которой была оценена жизнь Великого
князя, можно считать, что и ... за упокой...
Хотя версия Алишева, конечно, любопытна...
Между тем, выпущенный, можно
сказать, под залог Василий не удержал-таки
власть:
...Шемяка во время богомолья в Троицком монастыре обманом захватил Василия, который был «… ослеплен
и затем был сослан в Углич вместе с женой…».
Новоявленный правитель,
кузен Василия II —
Дмитрий Шемяка —
разумеется, не имел никакого желания
платить чудовищный выкуп. Так что в его
смещении и воцарении подписавшего
упомянутый Договор Василия II, были,
конечно, заинтересованы сыновья Улу-Мухамеда.
Слава Богу, всё же сторонников у Великого князя оказалось больше: его поддерживали многие бояре, епископ Иона, тверской и боровский князья. С их помощью в 1447 г. Василию II удалось вернуть себе престол.
Конечно, татарские царевичи Касим и Якуб не остались в стороне от
этого. Решающего влияния их небольшого войска,
возможно, и не было, но этим историки потом спекулировали с удовольствием (а
именно: для объяснения происхождения
Касимовского царства).
Шли казанские царевичи, как пишет Карамзин (см.
лит. [[3]], гл. III, стр.191),
… из земли Черкасской и друзья Великаго Князя,… знаем, что сделали с ним братья недостойные; помним любовь и хлеб его; желаем теперь доказать ему нашу благодарность…
Поскольку старший сын Улу-Мухамеда —
Махмут — двинулся к Казани (да и, скорее всего, в Курмыше находились Касим и Якуб без Махмутека, раз он был занят делами «булгарскими»), которую взял с боем,
двое других — Касим и Якуб —
ходили на Русь уже от имени Махмутека.
Есть все основания полагать, что и для
осуществления злосчастного для
Василия Договора, а не только для
помощи его воцарению. Тем более война с
Шемякой затянулась и шла по Руси...
В цитате от Карамзина «хлеб его»
можно усмотреть и корыстные интересы
Махмутека, желавшего окончательно закрепить права на касимовский удел, который уже, видимо, осваивался, т.к. татарские царевичи встретились со
сторонниками Василия, когда те шли из Литвы, на западе от Москвы. Если бы Касим и Якуб шли из Казани, то это заняло бы больше времени (Василий торопился из Вологды, по пути быстро обручил семилетнего сына Иоанна с дочерью тверского князя).
Как только не пытались
летописцы объяснить сцену встречи
войска Касима и Якуба с русским в
глубине Руси, на какие только выдумки
не шли. Пример:
...В середине 15 века в жизни Городца произошла неожиданная и весьма значительная перемена. Летописи повествуют, как в разгар войны за московский престол Василия Второго и Дмитрия Шемяки шурин Василия, князь серпуховской, шел на подмогу родичу с большими военными силами и вдруг у Ельни столкнулся с невесть откуда взявшимся отрядом татар. Приученные к неожиданным татарским набегам русские изготовились к обороне и начали перестрелку. Однако, к их удивлению, татары отбивались вяло, не проявляя никакого желания вступать в битву. Тогда началось выяснение отношений. "Вы кто есть?" - кричали татары русским. "А вы кто есть?" - в свою очередь откликались русские. Татары отвечали, что ведут их казанские царевичи Касим и Якуб, решившие помочь Василию. Оба отряда, соединившись, отправились дальше вместе...
Подытоживая причины
возникновения Касимовского ханства,
полистаем еще источники.
Знаменитый российский историк С.М.Соловьев подробно описывает
суздальские злоключения 1445 г., не отрицая факты пленения и ослепления Василия II, огромного выкупа за Великого князя, (см.
лит. [[6]], тт.3-4, стр. 393-401, 435), в то же время ни словом не обмолвился о периоде становления Касимовского царства.
В.О. Ключевский же неоригинален: "…Вслед за Василием Темным, когда он вышел из Казанского плена, приехал служить к нему с отрядом татар Казанский царевич Касим. Около половины ХV века этим татарам был отдан Мещерский городок на Оке с уездом, где среди иноверцев мещеры и мордвы верст на 200 вокруг города испомещена была дружина Касимова...". В.П.Семенов несколько уточняет: "Удел, сосредоточенный вокруг Мещерского Городца и известный затем под именем Касимовского царства, занимал Касимовский, Елатомский, Шацкий, Спасский (Тамбовской губернии), Темниковский уезды...".
Так что, как бы там ни было,
пришлось Касиму заняться Городцом на
Мещере. Не исключено, что постепенное
становление ханства на Оке затянулось
на 5-10 лет (к тому же, думается,
многочисленные мещерско-татарские
мурзы такой централизации были не рады).
И, думается, в создании этого
своеобразного буферного государства на
стыке Московского, Рязанского,
Нижегородского княжеств и
претендующего на роль наследника Орды
Казанского ханства — Касимовского
царства — роль самого Касим-хана
весьма велика.
После смерти Касим-хана (около
1469 г.) Городец Мещерский стал
называться Касимовым.
Как мы будем подчеркивать на
страницах нашего сайта, в дальнейшем
Касимовское царство — это псевдогосударство (с назначаемыми Москвой ханами из татарской знати) — всегда будет союзником Московского государства, в том числе в борьбе с Казанью (за исключением разве что периода 1445-1467 гг.).
НО! Спустя многие десятилетия, у дописывающих летописи начало истории Касимовского царства получалось смазанным, никак не хотело вязаться с остальной частью… За великие заслуги и великую дружбу с Великим князем живите рядом с нами, даже если вы ненавистные инородцы (между прочим, Большая Орда
еще существовала, правил там «обидчик» Улу-Мухамеда хан Кичи-Мухамед, номинальную власть которого все еще признавал Василий II) — тогда всё гладко! Нет, конечно,
«… на образование этого удела нельзя смотреть как на добровольную меру русского правительства…» (М.Г.Худяков, там же, стр.27).
Так что, давайте исправляться: Касим не "бежал" в Городец
от собственного брата, а Василий его не "принял", а просто — Касим,
после того, как победили Шемяку, по
согласию Василия отправился в Мещеру получить свое
по конкретному Договору, а не "подарок
с княжеского плеча" в знак какой-то
благодарности...
Налицо, прямо скажем, территориальная уступка, пусть и принявшая впоследствии форму внутреннего удельного княжества или даже превратившуюся в политическую «игрушку».
СОСТАВИТЕЛЬ : Н.Гарипов
Литература. [[ 1 ]].
В.В.Похлебкин "Татары
и Русь: 360 лет отношений Руси с
татарскими государствами (1238-1598 гг.,
от битвы на р. Сить до покорения
Сибири). Справочник. — М.:
Международные отношения, 2000 — 192 с.
/основной тираж — 1500 экз.,
дополнительный тираж — 2000 экз./ Вильям
Васильевич Похлебкин (1923-2000),
видный советский ученый, трагически
убитый при до конца невыясненных
обстоятельствах. [[ 2 ]].
Л.Н.Гумилев. От Руси к России. Очерки об этнической истории. —
М.: Экопрос, 1994 г. [[ 3 ]]. Н.М.Карамзин. История государства Российского. —
М.: Книга, 1989 г. (по изд.1842 г.), кн.II, т. V. [[ 4 ]].
Рязанская энциклопедия в 2-х томах. — г.Рязань: Пресса, 1999 г. [[ 5 ]].
М.Г.Худяков. Очерки об истории Казанского ханства. Казань.:
Государственное издательство, 1923, репринт 1990 г.
(фонд сохранения и развития Татарского
языка и культуры). [[ 6 ]]. С.М.Соловьев. Сочинения в 18-ти тт., книга II. История России с древнейших времен, М., 1988 г. [[ 7 ]]. Н.М.Карамзин. История государства Российского. —
М.: Книга, 1989 г. (по изд.1842 г.), кн.II, т. VI. |