Часть 2.
Полцарства за жизнь...
В.Похлебкин в своей книге (общим
тиражом всего в 3,5 тыс.) приводит
версию прелюбопытнейшего текста этого
неопубликованного Договора:
Мирное
соглашение
Василий II — Улу-Мухаммед
Русско-казанский мирный договор 1445 г.
Дата соглашения — 25 (?) августа 1445 г.
Место соглашения — Нижний Новгород, Ставка Улу-Мухаммеда.
Договаривающиеся стороны —
от России: Василий II, великий князь Московского княжества;
от Казанского ханства: хан Улу-Мухаммед.
Условия соглашения:
1. Выкуп из плена великого князя и его кузена
(хотя о размерах выкупной суммы не сообщалось, известны, однако, три версии):
А. Все, что может великий князь заплатить (вся казна!);
Б. "От злата и серебра и от портища всякого и от коней и доспехов — от всего
по пол-30 тысяч";
В. 200000 рублей серебром.
2. Рядовые пленники не возвращались. Все они были проданы как невольники в рабство на восточных мусульманских рынках.
3. В русские города назначались казанские чиновники для сбора налогов и контроля за получением контрибуции.
4. В обеспечение и полную гарантию уплаты контрибуции Казанское ханство получало доходы с ряда русских городов в виде кормлений. Список городов подлежал уточнению.
Далее следует примечание В.В.Похлебкина:
В народе распространялись еще
более тревожные слухи: будто бы Василий II
отдал татарам вообще Московское
княжество, а себе оставил лишь Тверь.
Народ отказывался признавать такие условия мирного договора. Василия II бояре готовились по возвращении из плена лишить престола /как мы
увидим, Шемяка им тоже не подошел/. В связи с этим Василий II, перевезенный в Курмыш, содержался там до 1 октября и был освобожден и отправлен в Москву в сопровождении татарского военного отряда … в 500 чел. для его охраны и контроля за его действиями. Во все города России были назначены казанские администраторы.
Для нас наибольший интерес представляет последний приведенный здесь пункт договора.
5. Особым условием мирного договора было выделение русским великим князем в заокской Мещерской земле особого удела, который должен был служить как бы буферным государством между Казанским ханством и Московским княжеством и который получал во владение сын Улу-Мухаммеда Касим, формально становившийся «русским удельным князем», владельцем особого удела на русской земле — Касимовского царства.
Вновь обратимся к В.В.Похлебкину:
Примечание:
Дань Касимовским царевичам (ханам) зафиксирована в следующих документах:
-
А) Договор князей Ивана и Федора Васильевичей Рязанских от 19 августа 1496 г.
-
Б) Договор между сыновьями Ивана III Василием и Юрием от 16 июня 1504 г. и завещание Ивана III, составленное в 1504 г. (Собр. Гос. грамот и договоров, ч.I, док. 144, с. 389-400, М., 1813 г.).
Более того — эта дань сохранялась даже при Иване IV Грозном чуть ли не после покорения Казани! (Последнее упоминание о ней относится к 12 марта 1553 г.!)
Дань эту в указанные годы, скорее всего,
следует рассматривать как жест вежливости или как некую традицию, а последнее замечание от 1553 г. — отнести к недоработкам русской бюрократии. Тем не менее следы событий 1445-47 гг. остались в истории, ведь
«… в результате степень подчинения Москвы Казанскому ханству оказалась гораздо большей, чем прежнее подчинение Владимиро-Суздальской Руси Золотой Орде! (И это спустя более чем полвека после Куликовской битвы!?). Вот на какие зигзаги была способна русская история!..» ( [[1]],
c.84 ).
Даннические отношения (которые прекратятся в начале XVI в.) в 1445-1467 гг. обеспечили Казанскому ханству в
последующие годы экономический рост… Однако этому государству было уготовлено чуть более 100 лет жизни, чтоб потом влиться в более жизнеспособную молодую империю.
Вернемся к последнему замечанию В.Похлебкина
по рассматриваемому договору:
6. Одним из пунктов
унизительного договора, заключенного
Василием II, было разрешение татарам
на возведение в русских городах своих
мечетей. Этот пункт, как только он начал
осуществляться на практике, вызвал
фанатичное сопротивление русского
населения, поддержанного духовенством.
М.Худяков отмечает (его ссылки на
первоисточники даны в виде [~№~] ):
...Русские историки имеют обыкновение изображать положение татарских царевичей, служивших в России в качестве удельных князей, унизительным и ничтожным. Однако по отношению к Касимовским царевичам
(в начальный период истории ханства) это совершенно неприменимо: напротив, эти татарским ханам, севшим на русской земле, Московские и Рязанские великие князья были обязаны платить дань — "выход" — совершенно так же, как они платили дани в Сарай и Казань, а впоследствии в Астрахань и ещё в Бахчисарай. Об уплате рязанскими князьями постоянной дани Касимовским государям "по старым дефтерям, по крестному целованью" говорится в договоре рязанских князей Ивана и Федора Васильевичей от 19 августа 1496 г.
[~1~]. Дань русского правительства в пользу Касимовских ханов упоминается в договоре между сыновьями Ивана III от 16 июня 1504 г. [~2~], в завещании Ивана III 1504 г. [~3~] и была в полной силе ещё при Иване IV, после покорения Казани, когда Россия торжествовала победу над татарами : "выход в царевич городок" упоминается в
числе обязательств, принятых на себя князем Владимиром Андреевичем Старицким по отношению к Ивану IV от 12 марта 1553 г. "как дед наш князь великий Иван в своей духовной написал", наряду с выходами в Крым и в Астрахань [~4~].
Русские историки не без удивления констатировали этот факт уплаты русскими государями дани Касимовским ханам, которые обычно рисуются жалкими подручниками Московских великих князей и царей и безвольными исполнителями их приказаний…
М.Худяков особо отмечает, что, разумеется, не может быть речи о добровольном принятии Василием татар на службу, в силу хитроумного плана "противопоставить варварам варваров же", как думал С.М.Соловьев… Татары, приехавшие в Россию, стали устраиваться здесь так, как им было желательно, и постепенно соорудили мечети в русских городах, где они поселились. Впоследствии русский посол в Турции заявил : "Мой государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его, царь Саин-Булат господствует в Касимове, царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Суржике, князья ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях… В Кадоме, в Мещёре многие приказные государям люди мусульманского закона [~5~]"…
Ссылки М.Худякова.
[~1~] Собр.гос.гр. и дог.1, №127, стр.321.
[~2~] Собр.гос.гр. и дог.1, №133, стр.345.
[~3~]. Собр.гос.гр. и дог.1, №144, стр.398.
[~4~] Собр.гос.гр. и дог.1, №167, стр.461.
[~5~] Карамзин, т.IX. Дела Турецкие, №2, л.23.
А как же разошлись пути Касимовского царства и Казанского ханства?
После смерти Махмутек-хана около 1465 г. некоторое время ханом был его сын Халиль, умерший вскоре, в 1467 г. Тут-то и успел появиться на политической арене законный наследник Казанского престола Касим, родной брат почившего Махмутека, уже 22 года «временно» проживавший в Мещерском городце в качестве удельного князька. Почему казанцы к этому времени уже избрали нового хана — второго сына Махмутека — Ибрагима, можно лишь предполагать, возможно, Касим, долго живший в пределах России, стал им чужим, хотя многие мурзы выдвигали именно кандидатуру Касима. Пришлось Касиму выступить против племянника. Поскольку собственных сил у него было недостаточно, он решил обратиться за помощью к Великому князю Ивану III Васильевичу. Московское правительство, которое вело значительно более агрессивную политику, чем при Василие Темном, дало войско. Хотя касимовское объединенное войско было отброшено, а сам претендент вскоре скончался, тем не менее Москва верно усмотрела в Касимовском царстве «козырную карту» в политической игре и в дальнейшем умело ею пользовалась.
Н.М.Карамзин, странным образом, о передаче мещерского удела казанскому царевичу Касиму «вспоминает вдруг» в совершенно другой главе (посвященной Ивану Васильевичу), где как и раз и описываются последние события 1467 г. (см.
лит. [[7]], гл. I, стр.10-11). Хотя понятно, что основная завязка истории произошла не менее 15 лет назад. Описанный нами и Карамзиным конфликт за Казанский трон, в котором участвовали Великий князь, ханы Касим и Ибрагим, случился уже в совершенно иные исторические реалии.
Так называемое Касимовское царство существовало в 1445-1681 гг. Возникшее во времена московского князя Василия Васильевича (впоследствии Темного), уже с конца XV века оно умело использовалось Москвой для политического давления на восточных и южных соседей Руси — осколков некогда могучей, пусть и полугосударства-полукочевья, Золотой Орды — Казанского и Крымского ханств и др. Касимовское царство было для Московского государства исходной позицией, когда границы владений Московского государства стали продвигаться на юг и восток… Волею судеб Касимов на протяжении более чем 100 лет находился в центре острого военно-политического соперничества крепнущей Москвы и не всегда стабильной Казани, а
затем — Крыма, быстро попавшего под влияние османского султана. Да и позже, московские цари не торопились с ликвидацией ханства…
СОСТАВИТЕЛЬ : Н.Гарипов
c) Авторитетный сайт
Сергея Петровича Шишкина "От Руси
древней до Империи Российской" (ссылка
http://rus-hist.on.ufanet.ru
иногда, увы, не работает) также
публиковал материалы по книге В.Похлебкина.
Литература, использованная в
обеих частях статьи. [[ 1 ]].
В.В.Похлебкин "Татары
и Русь: 360 лет отношений Руси с
татарскими государствами (1238-1598 гг.,
от битвы на р. Сить до покорения
Сибири). Справочник. — М.:
Международные отношения, 2000 — 192 с.
/основной тираж — 1500 экз.,
дополнительный тираж — 2000 экз./. [[ 2 ]].
Л.Н.Гумилев. От Руси к России. Очерки об этнической истории. —
М.: Экопрос, 1994 г. [[ 3 ]]. Н.М.Карамзин. История государства Российского. —
М.: Книга, 1989 г. (по изд.1842 г.), кн.II, т. V. [[ 4 ]].
Рязанская энциклопедия в 2-х томах. — г.Рязань: Пресса, 1999 г. [[ 5 ]].
М.Г.Худяков. Очерки об истории Казанского ханства. Казань.:
Государственное издательство, 1923, репринт 1990 г.
(фонд сохранения и развития Татарского
языка и культуры). [[ 6 ]]. С.М.Соловьев. Сочинения в 18-ти тт., книга II. История России с древнейших времен, М., 1988 г. [[ 7 ]]. Н.М.Карамзин. История государства Российского. —
М.: Книга, 1989 г. (по изд.1842 г.), кн.II, т. VI.
|