Хан Арслан-Алеевич
(1614 - 1626 или 1627)
До 1614 г. касимовский "трон"
пустовал. По окончании Смутного
времени настал черед "сибирской
династии". Действительно, Арслан (Араслан, Алп-Арслан, Росланей), царь Касимовский
был сыном сибирского царя Алия (Алея), внуком
небезызвестного Кучума...
Но еще в 1582 г. Ермак, заняв
город Кашлык — столицу Ибирь-Сибири —
пленил племянника Кучума — царевича
Магметкула. Сначала тот жил
пленником в Москве, но последним
пристанищем для него стал Касимов1.
А наш досточтимый Арслан,
возможно, был
взят в плен в августе 1598 г. (по другим данным —
годом или двумя позже) в сражении между
Кучумом и русскими во главе с воеводой
Андреем Воейковым на реке Оби, доставлен в Москву и вскоре поселен в Касимове на царском
жалованьи. В Смутное время участвовал в военных действиях против поляков и самозванцев (в Ярославле и Вологде). После завершения Смуты и воцарения Михаила Федоровича Романова Арслан назначается царем касимовским
("процарствовал" он на Оке до самой
смерти — то ли до 1626-ого, то ли до 1627 года), изредка приезжает в Москву, где ему оказывается почетный прием у царя и патриарха; участвует в придворных церемониях и приемах иностранных послов...
Хотя именно он, кстати сказать, долго воевал против Москвы вместе с отцом.
Как сообщает В.Похлебкин (см. лит.[[1]], с.159-160),
после смерти Кучума (был убит в
Ногайских степях вскоре после 1598 г.),
номинальный хан Али (сын Кучума и отец
Арслана) долго (в течение 1598-1604 гг.)
кочевал по незаселенным территориям
Западной Сибири, но был схвачен в 1604 г.
и окончил жизнь в русском остроге в 1618 г.
(а сын всё это время жил в Касимове).
...Во время "правления" Арслана-Алеевича не прекращались жалобы местного населения на "обиды" со стороны Арслана.
И в 1621 г. произошло, казалось бы, одно
незначительное решение Москвы: власть
касимовского царя Грамотою о порядке судопроизводства и взимании пошлин в Касимове была
"введена в границы" и поставлена под контроль посольского приказа и касимовского воеводы.
Но это, по сути, было началом конца своеобразной истории Касимовского царства в центре московского государства.
Арслан считал себя подданным царя Михаила Федоровича, обращаясь к царю он именовал себя холопом.
Царевич Сеид-Бурхан
(Василий Арсланович)
(1627-1679)
После смерти отца, сибирского царевича Арслана Алеевича, Касимов наследовал около 1627 г. его
малолетний сын Сеид-Бурхан при
регентстве матери Фатимы-Султан-Сеитовны.
Характерно, что Сеид-Бурхан
носил уже не титул "царя
касимовского", а лишь "царевича".
Его Москва держала под строгим
надзором. В 1661 г. царь Алексей
Михайлович послал наказ воеводе И.П.Литвинову
"беречь и разведывать того, чтобы к
касимовскому царевичу и к людям его из
которых басурманских государств или от
Ногайских людей и от Черемисы о каких
делах присылки али совета ... не было, и
не скрали бы его никто".
Как-то к берегу городка причалили
корабли, на которых плыли немецкие
послы, Сеид-Бурхан не посмел даже
пригласить их в свой дворец, извиняясь,
что это "вызвало бы неудовольствие
воеводы". Но, стремясь все-таки
исполнить обычаи гостеприимства, он
прислал на берег подарки: двух овец,
бочонок пива, меду, кислого молока,
сливок, масла и прочие припасы. Причем
слуги благоговейно сообщили, что масло
собственноручно сбила для гостей ханша
Фатима-Сеитовна.
Впоследствии (около 1655 г.)
царевич Сеид-Бурхан крестился под
именем Василия Арслановича, но, в отличие от Саин-Булата,
был оставлен владельцем Касимова.
Крестившись, а затем и породнившись3
с русской знатью, Василий получил более
доверия у царского двора, а вместе с тем
более самостоятельности. По крайней
мере, теперь ему не возбранялось
принимать у себя чужеземных гостей4.
Василий Арсланович умер в
Касимове в 1679 г. Из шестерых сыновей
Василия только четверо пережили отца,
но они не могли возглавить ханство, т.к.
изначально являлись христианами (правом
престолонаследия обладали только
мусульмане).
В действительности в XVII в. власть касимовских владетелей была уже иллюзорной. Значительно ослабла к концу XVII в. угроза со стороны Крымского ханства. В этой связи предпринимаются усилия по христианизации населения ханства, как татар мусульман, так и еще поклонявшимся своим языческим богам мордвы. Усиливается власть воеводы, который назначался из Москвы. Он наблюдал за деятельностью хана, доносил в Москву о любых своих подозрениях, особенно о контактах с мусульманами за рубежом. Воевода контролировал сбор налогов и пошлин, часто вмешивался в дела внутреннего управления.
Как и отец, Сеид-Бурхан считал себя верноподданным Царя,
"правил" ханством 52 года, из них 24 года христианином.
Фатима-Султан-
Бинем-Сеитовна
(1679-1681)
После Сеид-Бурхана русское правительство признало владетельною царицею престарелую мать этого хана, Фатиму-султан, которая была ещё жива в 1681 году.
Известно предание о некоторых
подробностях жизни этой женщины,
видимо, они касаются середины XVII века.
Фатима-Сеитовна, желая повеличаться,
разъезжала по городу в богатой,
раззолоченной колымаге, запряженной
"черными людишками". Но однажды
несколько человек, которым пришла
очередь впрягаться в хомуты,
взбунтовались, наотрез отказавшись
стать ханскими "лошадьми". Ханша
побранила их: "Экие вы аляны!" (т.е.
ленивые, упрямые). Но с тех пор на людях
она не ездила. По преданию, от этих "алян"
произошел купеческий род Алянчиковых...
Когда Фатима-султан
скончалась в 1681 г. по городу поползли
слухи, будто ханша была задушена ночью
собственными придворными, прознавшими
якобы о ее намерении тайно принять
православие.
Как уже было сказано,
последние касимовские ханы были уже сильно ограничены в своей власти и русское правительство постепенно принимало меры к уничтожению этого ханства. Преуспел в этом Петр I. При последней царице Фатиме-султан Касимов присоединен к ведомству приказа казанского дворца, а после ее смерти
стал управляться на общем основании. Петр I причислил его к дворцовым волостям, а татар касимовских приписал к воронежским корабельным верфям. В 1708 году, при разделении России на 8 губерний, Касимов отнесен был к Казанской губернии, в 1719 году — к Шацкой провинции Азовской губернии, в 1778 году сделан уездным городом рязанского наместничества, в 1796 году — уездным городом Рязанской губернии. /Источник: Шишкин, "История города Касимова" (Касимов, 1889 г.)/
Литература. [[ 1 ]].
В.В.Похлебкин "Татары
и Русь: 360 лет отношений Руси с
татарскими государствами (1238-1598 гг.,
от битвы на р. Сить до покорения
Сибири). Справочник. — М.:
Международные отношения, 2000 — 192 с.
|