...Попутный ветер?
Ах, только тот, кто знает, куда он едет,
знает также, какой ветер — попутный ему...

 Ф.Ницше. "Так говорил Заратустра"

  

От Саин-Булата
до Ураз-Мухамеда

 

Хан Саин-Булат
(1570-1573)

Начиная с 70-х годов XVI века началась христианизация касимовских царевичей (в 1573 г. принял крещение Сеин-Булат и был наречен Семионом (о котором написано в российской исторической литературе, пожалуй, больше, чем о других ханах вместе взятых); в 1655 г. — Сеид-Бурхан под именем Василия, его мать — Фатима-султан — была последней правительницей в Касимовском ханстве (см. о них ниже). В 1570-73 гг. касимовским ханом был Саин-Булат, потомок ханов Золотой Орды, правнук золотоордынского хана Ахмеда, сын царевича Бекбулата, троюродного брата казанского царя Шигалея. Он в 1573 г. крестился и получил имя Симеона, после чего должен был оставить Касимов (управлять Касимовым мог только мусульманин). Вошел в российскую историю по дальнейшему зигзагу своей судьбы.

Итак, Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат) — касимовский хан в течение 3-4 лет, затем номинальный Великий князь. Вместе с отцом Бекбулатом перешел на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. Участвовал в Ливонских походах 70-х гг. XVI века. В 1573 году крестился (Симеон Бекбулатович). Осенью 1575 года в Успенском соборе Кремля Симеон был коронован и стал называться Великим князем всея Руси, а царь стал именоваться князем Иваном Васильевичем Московским. Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на "удел" Ивана, но фактически правителем государства оставался Иван Васильевич. "Политический маскарад" (по В.О. Ключевскому, по С.Ф. Платонову), при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть, современниками и историками объяснен не был. Множество предположений (внешнеполитическая необходимость, испуг Ивана Грозного предсказаниями волхвов, напророчивших на этот год "московскому царю смерть", необходимость усиления террора и др., а также ''забавы, мол, Грозного'') не доказано и не опровергнуто. Через 11 месяцев Симеон получил в удел земли в Твери, лишившись своего титула царя всея Руси, а Иван Грозный снова стал царем. Земельные владения Симеон потерял при царе Борисе Федоровиче Годунове. В 1606 году был пострижен в монахи под именем Стефана и отправлен в Соловки. Есть сведения, что он был ослеплен (отравленным вином). Умер в 1616 году в Москве. Похоронен в Симоновом монастыре. Некоторые дополнительные сведения о Симеоне Бекбулатовиче можно легко найти в Сети, например, по следующим адресам (см. также примечание):

Вот и на сайте С.Шишкина  (см. выше: ссылку 1 и примечание) могли найти причину выбора Грозным именно Симона: ''...О личности Саин-Булата Бекбулатовича известно немного. Он сыграл роль, для которой больше всего подходил человек слабый и заурядный. Грозный делал с подручным ханом все, что хотел. Сначала посадил его на “царство” в Касимов, потом свел с мусульманского удельного княжества, крестил, переименовал в Симеона и женил на овдовевшей дочери князя Мстиславского. Служилый татарский хан, вчерашний басурманин, не пользовался влиянием в боярской и церковной среде. Но Грозному импонировали царское происхождение Симеона, а еще больше его полная покорность, и он поставил его во главе Земской думы. И все же подручный хан не обладал достаточным авторитетом для того, чтобы единолично решать дела от имени Боярской думы. Чтобы преодолеть это затруднение, Грозный объявил о своем отречении от трона в пользу Симеона и провозгласил главу Боярской думы “великим князем всея Руси”. Затем без особых хлопот он получил от своего ставленника согласие на введение в стране чрезвычайного положения. С переходом в “удел” князю Иванцу Московскому (так называл теперь себя Грозный) не надо было больше обращаться к думе. Свои указы он облекал в форму челобитных на имя великого князя...''.Среди множества изданий можно отметить: Из истории Татарии, Казань, 1970 г. Сб. IV.(где на стр.145-147 есть статья А.А.Зимина ''Иван Грозный и Симеон Бекбулатович в 1575 г.''). 

 

О последних касимовских ханах сведения порой урывочные, часто непоследовательные. Можно предположить, что российские летописцы уже тяготились этого даже подобия автономного образования...

Мустафа-Али
(1573-1600)

По непроверенным данным, трон мог пустовать до 1585 г.

Преемником Саин-Булата на касимовском троне стал Мустафа-Али, внук хана астраханского, праправнук золотоордынского хана Ахмата, хотя, почему-то некоторые источники считают его ханом сибирской династии. Годы его правления не удостоились упоминаний историков. Или он так тихо "правил", или Москве в это время было не до него...

"...Мусульманский мир терпит большие потери в сфере своего влияния. Этим чрезвычайно озабочены Турция и ее вассал — Крымское ханство. Эти государства неоднократно заявляли России о своем несогласии с ее политикой прямого присоединения исламских территорий. В такой непростой международной ситуации хорошим козырем во внешней политике Москвы становится Касимовское царство. Функции, характерные для первого этапа его существования (как «буферного государства» для защиты восточных границ Руси от набегов кочевников и «династического противовеса» — в первую очередь Казани, а также Крыму), в связи с решением этих проблем теперь становится ненужными правительству России. Москва использует Касимовское царство в сложной дипломатической игре с Крымом и особенно с Турцией. "Вакуум" всех покоренных Россией мусульманских государств, заполненный Касимовским царством, оказывается очень полезным Российскому государству. Теперь на все обвинения Турции о притеснении мусульман, разрушении их устоев, обычаев и веры, Москва может смело указывать (и делает это) на существование в пределах православной России мусульманского государства, жители которого свободно придерживаются своей веры и традиций. Так, в 1570 г. московский посол Новосильцев в Константинополе перед вельможами турецкого султана Селима привел в пример наличие в России Касимовского царства, как явного показателя ее веротерпимости..."

"...В 1584 г. московский посол Б.П.Благов ... объявил в  Константинополе султану Амурату, что в Касимове «мечети владеет ... магометанин Мустафалей»...

 

Ураз-Мухаммед Онданович
(1600-1610)

В 1600 году по повелению Бориса Годунова касимовским царем стал казахский царевич Ураз-Мухамед (Ораз-Мухамед).

Происхождение этой личности для составителя некоторое время оставался открытым (были даже противоречащие друг другу сведения, например, что Ураз-Мухамед из ханов некой Киргиз-Кайсацкой Орды, выходец из сибирских ханов, из Сибирской Казацко-Калмыцкой Орды и т.д.). В 2003 году отозвался неизвестный мне казахский доброжелатель под псевдонимом "tengri", которому я очень благодарен. А в 2006 году на форуме http://forum.tatar.info/  появилась ссылка (см. ниже TN-1) на новую книгу Т.И.Султанова "Чингиз и чингизиды. Судьба и власть", которые во многом подтверждают прежние сведения и добавляют интересные подробности. Более того, назван его дед — чингизид Шигай, казахский хан. Отец — Ондан-султан был героем многих сражений, за что получил прозвище Узын-ук (Длиннострелый). Известный казахский Таваккул-хан (Тауэккель), видимо, приходится братом Ондана. Ораз-Мухамед же, родившийся в 1572 году, был сыном Ондана от первой жены Алтын-ханум. Посол Таваккул-хана, Кул-Мухаммад, прибывший в Москву в январе 1594 г., в своей беседе с царевичем Ураз-Мухаммедом, говорил ему: "...Ныне дядя твой Тевкель-царевич царь учинился на Казатцкой орде, а брата своего Шахмагметя-царевича посадил на калмаках, а кочюют-де поблиску и все в соединенье...".

По данным Султанова, в один и тот же 1585 год у Ораз-Мухамеда погибает отец на войне с калмаками, а сам он (Ораз) попадает в плен к русским. Султанов удивляется: почему-то Ораз-Мухамед оказывается в одной компании с сибирским ханом Сеид-Ахметом (Сейдяком), когда их берет в заложники тобольский воевода Данил Чулков.

<выдержка>:
...Вот как описывается это событие в летописи "Покорении Сибири": "Летом 7096 (1588) году случилось князю Сейдяку (последний хан Сибири - Сеид-Ахмад) с салтаном Казачьей Орды и с мурзой Карачею и с 500 человеками татар на берегу реки Иртыш забавляться ястребиной охотою... И понеже сие происходило в виду от города, то письменный голова Чулков тотчас о том увидал и послал к князю, чтобы его с товарищами просить к себе на обед, причем о мирных договорах советовать можно будет". Иногда последним сибирским ханом называют Кучума, но это не так. Кучум был последним чингизидом на троне Искера (столица Сибирского ханства), а последним ханом - Сеид-Ахмад...
...После же гибели атамана Ермака в водах Вагая в Искер вошел со своей дружиной и объявил себя великим ханом последний представитель рода Тайбуги – Сеид-Ахмад. Однако править Сеид-Ахмаду пришлось недолго: ... [русскими] строился Тобольск. Грозно взирал хан со стен Искера, как рядом, в нескольких шагах от его вотчины противником возводится новый город. Тобольск был срублен за лето 1587 года. Несмотря ни на что, хан избегал конфликта с русскими, которые, по его мнению, были способны метать огонь из "палки" (использовать огнестрельное орудие).  Сеид-Ахмад решает заключить союз с казахским ханом Тауеккелем. Летом 1588 г. представители союзников — племянник Тауеккеля 16-летний Ураз-Мухаммед и Карача [Кадыргали бек Жалаири] — прибывают в Искер.  Как сообщают летописи, во время ястребиной охоты последние не хотели принимать приглашение воеводы Чулкова на переговоры, однако молодой салтан [сам Ораз?] настоял на визите в Тобольск. Гостей встретил радушно сам Данила Чулков. Вскоре наступил момент, ради которой были заманены парламентарии в крепость. Наполнив чашу до краев, воевода предложил мусульманам выпить за могущество «белого царя».
"Но понеже Сейдяк и его товарищи ту чашу выпить отговаривались, то оное принято за явное доказательство, что, конечно, у них намерение худое. Между тем, по Чулкову приказу, все русские войско в городе вооружилось и, по данному от него знаку, знатнейшие гости взяты под караул, а рядовые, которые у них были в провожатых, — все побиты" («Покорение Сибири»).
Гостей пленили. В тот же день отряды Чулкова вошли в Искер. «С того времени ни татаре, ни русские долее в городе Сибири не жили», — говорится в летописи. Тайбугин Сеид-Ахмед получил в почетном плену поместье в уезде Бежицкий Верх западнее Ярославля...
</конец выдержки>  [вставки] составителя сайта.

Таким образом, когда Ораза доставили в Москву, ему было всего 16 лет. В 1590 году Ораз-Мухамед (в России: Ураз-Мухамед) принял участие в походе царя Федора Иоанновича против шведов. Далее процитируем Султанова.

<цитата>: 
В 1597 г. Ораз-Мухаммад вместе с другими служилыми тюркскими царевичами присутствовал на торжественном приеме посла Римского императора, бургграфа Донавского в Москве, в Большой Грановитой подписной палате. В 1598 г. Ораз-Мухаммад вместе с прочими царевичами-аманатами, жившими в России, участвовал в походе против крымцев, объявленном Борисом Годуновым, вновь избранным царем России. В 1600 г. государь Борис Федорович пожаловал султану Ораз-Мухаммаду город Касимов с волостями и со всеми доходами и даровал ему титул «хана Касимовского». Воцарение Ораз-Мухаммада в Касимове (город расположен на Оке в Рязанской области) подробно описано Кадир-Али-бием Джалаиром...
В марте 1600 г. в Москве царь Борис Годунов устроил торжественный прием, на который был приглашен и Ораз-Мухаммад. «Государь в этот день раздал много поместий и наград». Ораз-Мухаммаду он пожаловал город Касимов (другое название – Кирман) и титул хана Касимова. Ораз-Мухаммад еще какое-то время пробыл при особе государя. В ту пору, пишет Кадир-Али-бий, в столице находилось человек двести кирманских (касимовских) беков, мурз и простых людей. Наконец, государь отпустил Ораз-Мухаммада, и тот вместе с сыном боярским и толмачом отправился в Касимов. Через неделю, 8 мая 1600 г., султан в сопровождении кирманских вельмож благополучно прибыл в город.
Обряд возведения на ханство Ораз-Мухаммада был совершен 23 мая 1600 г. Ему было тогда двадцать восемь лет. «Все от малого до великого, русские и татары, присутствовали при этом торжестве. Толпа народа была огромная. Муллы, данишменды, хафизы, беки, мурзы, словом, все мусульмане собрались в каменной мечети, построенной Шейх-Али-ханом, и стали поздравлять с торжеством. Внесли вызолоченное кресло и установили внутри мечети. Здесь же присутствовал по указанию Бориса Федоровича и сын боярский. Проповедник из древнего йурта Булак-саййид начал провозглашать хутбу. Затем четыре человека с четырех сторон подняли хана и возвели его на золоченый престол».
</конец цитаты>

На солидном сайте "Геосинхрония" Таваккул-хан (ссылки 6 и 7 ниже) фигурирует среди потомков знаменитого и легендарного Едигей-Манкита (Идике, Идэгей). Но, несмотря на то, что, судя по вышеприведенному, Ураз-Мухамед был потомком Джучи — старшего сына Чингиз-хана, среди родных братьев хана Таваккула нет Ондан-султана. Тогда, получается, матерью Ораз-Мухамеда была сестра Таваккула — Нур-Салтан... Мы знаем одну Нур-Салтан по истории Казанского ханства, впрочем, скорее всего, это была совсем другая Нур-Салтан... Ссылки по этому абзацу:

Но вернемся к нашим касимовским делам. Казахский султанов сын Ураз-Мухаммед (будучи уже зрелым мужчиной) получил от Бориса Годунова Касимов с округой, как пишется в источниках, за службу русскому престолу. В эпоху Смуты на Руси касимовцы во главе с Ураз-Мухаммедом находились в активной оппозиции к правительству Василия Шуйского, не имевшего популярности в народных массах. Касимов стал одним из сборных пунктов ратников, поддержавших восстание И.Болотникова. Особенностью этого общенародного восстания было участие в нем обманутых служилых людей — участников сибирской эпопеи, а также мещерских татар, мордвы, черемисов, чувашей. После поражения Болотникова (печальна участь и Касимова в этой истории1) касимовский царь Ураз-Мухамед со своими воинами примкнул к Лжедмитрию II. Но, почувствовав истинные его намерения, организовал против Лжедмитрия заговор. Как отмечается в книге И.Грачевой (ссылку см. ниже в сноске 1), немец-наемник Конрад Буссов, так же находившийся в стане Лжедмитрия, свидетельствовал, что Ураз-Мухамеда предал собственный сын. Лжедмитрий пригласил Ураза на охоту и тайком убил его, приказав тело бросить в реку. В лагере было объявлено, что касимовский хан сбежал. Но приближенные Ураза вскоре дознались до истины и затаили жажду мщения. 11 декабря 1611 г. Лжедмитрий отправился на прогулку за город; сопровождавший его ногайский князь Петр Урусов2, по рассказу Буссова, неожиданно "выстрелил в сидевшего в санях Дмитрия, да еще, выхватив саблю, снес ему голову"5.

Таким образом, царствование Лжедмитрия II закончилось так же внезапно, как и началось. ''Тушинский вор'' стал жертвой мести за казнь Касимовского царя, а Ураз-Мухамед сполна разделил судьбу России в смутную годину её истории, пав от руки Лжедмитрия II. Неизвестно, как бы повернулась российская история, если бы не внезапная гибель предприимчивого авантюриста-самозванца...

В середине XIX века на Старопосадском кладбище в Касимове был обнаружен могильный камень с именем Ураз-Мухаммеда (эпитафия гласит, что он был убит 22 ноября 1610 года). Вероятно, касимовским татарам во времена Смуты удалось отыскать в Оке тело своего предводителя, привезти в Касимов и похоронить.

Несмотря на свой вассальный характер, Касимовское царство сыграло определенную роль в распространении татарской культуры, мусульманства. Здесь к началу XVII века сосредоточилась значительная группа мусульманской аристократии — на коронации (см. выше ссылку на Т.Султанова) Ураз-Мухаммеда царем Касимовским присутствовали многочисленные татарские вельможи. В Касимове находилась единственная в Мещере мечеть, построенная самим Касимом, которую касимовцы отстояли от слома во времена Петра I. 

 

 

 

Viewing    
is guaranteed    
only with    
browser IE5.5    
or later version.   
Text only russian   .