... Конь тонконогий мчался по степи,
Звенела тетива, свистели стрелы..
Катила волны времени река,
Менялись древних государств пределы...

Зульфат /перевод М.Акчурина/

  

История татар

(История и эпоха)

 

Очерки
Равиля Фахрутдинова

Источник: Р.Г.Фахрутдинов. Вечерний азан.
Научно-популярное издание. — Казань: Татарское книжное издательство, 1997, 223 с. —
на татарском языке. ISBN 5-298-00654-Х
Тираж 5000 экз.

Перевод Нургаяза Гарипова.  
Примечания переводчика даны курсивом и взяты [ в квадратные скобки ].  

Ниже находятся оригиналы и переводы двух очерков из упомянутой книги Равиля Габдрахмановича.

Всё содержание 2-й части книги:

  • Путешествие в древний Сарай

  • По городам Булгарии

  • 1100 лет принятия ислама древним Булгаром

  • В стране Айсултан

  • Камни и историческое наследие

  • Башня Сююмюики

  • Мы — единый народ

  • В единстве — сила

  • 440-летний регресс ("инкыйраз")

  • Если вышел на Астрахань...

  • Дорогая память трагичной истории

  • Склоним ли головы перед "великой" Россией?

  • Хромой Тимур, Токтамыш и Едигей

Насколько мне известно, что в 2005 г. вышла новая книга автора. Но, думается, что и данная книга автора, в которую вошли очерки 1968-1996 гг., не потеряла актуальности...

Поэтому составитель сайта с удовольствием взялся за перевод.

 

Золотая Орда и история татар

Известное в истории под именем "Джучиев улус" государство Золотой Орды было богатым центром цивилизации, самым большим государством средневековой Евразии, составлявшим классическую "смесь" (симбиоз) старой кочевой и новой городской культуры. То, что оно находилось в центре мировой политики, даже имело силу влиять на эту политику, позволяет нам сравнивать его с ранее существовавшим государством Аббасидов (Багдадский халифат, 750-1258 гг.).

Если основателями Золотой Орды считаются монголы-чингизиды, основным населением государства составляли прежние местные, родственные тюркские племена — кипчаки, а также булгары, можары, огузы, остатки хазар, и, по нашему мнению, переселившиеся из Центральной Азии тюркоязычные татарские племена. Одна их часть переселилась еще до монгольских походов, а другая — участвовала в завоевательных войнах в Западной Сибири и Восточной Европе под руководством Чингиз-хана и Бату-хана.

В этническом мире Золотой Орды были и другие тюркские народы, и это не вызывает сомнений в науке, но в разное время поднимались разнообразные споры вокруг вопроса тюркскости отличных от монгол татар. Если видные русские историки XIX века В.Татищев и Н.Карамзин, рассматривая монгол и татар  отдельности, писали, что в Золотой Орде татар было больше, то некоторые из нынешних советских историков настаивают на том, что тех древних татар не было в войсках Чингиз-хана и Бату-хана, и что они вообще не имеют никакого отношения к этнической истории современного татарского народа.

Это очень важный, принципиальный вопрос, потому как с его разрешением связаны крайне серьезные научные проблемы древней истории нашего народа. Поэтому очень необходимо ознакомление с историей древних татар как неотъемлемой части одного из крупных тюркских народов нашей страны, кроме того: давших этому народу единое имя. Именно с той начальной истории неразрывно связаны вопросы общей истории Золотой Орды, их разрешение исходя из требований сегодняшнего дня и нового мышления.

Прежде всего, уважаемому читателю дадим краткую справку о самой Золотой Орде. Золотая Орда — западная часть созданной в первой половине XIII века Монгольской империи; она занимала огромную территорию от реки Иртыш на востоке — до берегов Дуная на западе, от Булгара на севере — до кавказского ущелья Дербента на юге. Это большое государство в свою очередь делилось на два больших улуса (области): основная часть на западе называлась Белая Орда, т.е. Золотая Орда, а на востоке — Синяя Орда, в последнюю входили земли Средней Азии и Казахстана. В основе этого разделения лежит межплеменная граница между кипчаками и огузами. "Золотой Ордой" называли это государство по "золотым шатрам" [ханов — прим. перев.].  К тому же, в ту эпоху слова "золотой" и "белый" были синонимами, означавшими одно и то же понятие. В знаменитом эпосе "Идегэй", например, часто встречаются определения "Золотая Орда", "Белая Орда". В том же эпосе, а также в заметках побывавшего в XIV веке в Золотой Орде, в ее столице — городе Сарае , знаменитого арабского путешественника Ибн Баттуты, ханский дворец назывался "Алтын Таш" [на современном языке: "Золотой Камень" — прим. перев.]. Слово "Орда" означало передвижную ставку-резиденцию ханов той эпохи или ханский шатер в ней. Это название позже перешло и в названия некоторых городов, известно, например, что существовали города Орда-эль-Муаззам, Орда-эль-Джадид, Орда-Базар. Золотая Орда известна по арабско-персидской географической литературе и как Джучиев улус, а это определение связано со старшим сыном Чингиз-хана — Джучи. Чингиз завещал своему сыну еще не завоеванные земли на западе, не земли, которые должны были быть завоеваны, и они вскоре были завоеваны. Однако эту работу выполнил не сам Джучи (т.к. он умер в том же 1227 году, что и отец Чингиз), а его сын Бату, т.е. внук Чингиз-хана. Он в 1236-1240 гг. захватил всю Восточную Европу. Через два года, в начале 1243 года, по возвращению с похода в Венгрию, Бату обосновывается в Поволжье и создает там новое государство — Золотую Орду. Поначалу оно официально считается одной из частей Монгольской империи, однако Бату-хан быстро добивается независимости, и созданное им государство набирает большую силу. Таким образом, Золотую Орду называют Джучиевым улусом по имени его отца Джучи, т.е. человека, кого Чингиз-хан назначил владельцем; ханов Золотой Орды — джучидами (одной из династий чингизидов), а чеканившиеся от имени деньги-дирхемы — джучиевыми монетами [деньгами? — прим. перев.]. Наконец, у Золотой Орды есть еще одно весьма распространенное в те времена, но неофициальной название — это Дешти-Кипчак (Кипчакская степь) в связи с тем, что центральные земли государства занимали прежние кипчакские степи.

Как было сказано, Золотая Орда создана была в начале 1243 года и этому событию в 1993 году исполняется 750 лет [статья написана автором в 1991 г. — прим. перев.]. Давайте познакомимся с древней историей народа, участвовавшего в строительстве вот этого государства Золотой Орды, более того, составлявшего одну из основных народностей — татар. Тюркские племена под именем "татары" известны еще с VI века по надписям на камнях в память каганов (великих ханов) — вождей Восточного тюркского каганата, занимавшего Южную Сибирь и Центральную Азию. Например, среди собравшихся почтить память Истеми-кагана и Бумын-кагана были представители и "Утуз-татар" (тридцати татар). Эти татары  во главе с отцом Бильге-кагана — Ильтарис-каганом — сражались против племени тю-гю. Сам Бильге-каган конфликтовал с "Тукуз-татарами" (девять татар), те в свою очередь были с огузами заодно. Значит, ведшие войны с сильными племенами той эпохи тюркоязычные татары были объединены сильными союзами. Не вызывает сомнения то, что числа "утыз" (тридцать) и "тугыз" (девять) означали число племен в больших тюрко-татарских объединениях. Древние татары упоминаются в китайских истониках IX-X веков, китайцы их называли "та-тань", чаще — "да-да".

Одна часть вот этих татар переселяется на запад — они упоминаются  некоторых источниках X-XI веков. Например, в составленных в 985 г. знаменитых письменах "Хэдуд эль алям" ("Границы мира") указывается, что татары числятся в государстве Караханидов, построенном после распада Тюркского каганата. Живший в XI веке известный уйгурский писатель и языковед Махмуд Кашгари в своем знаменитом словаре среди 20 тюркских племен называет и татар, а персидский ученый того же столетия эль-Гардизи в своей исторической книге "Зайн эль ахбар" ("Прелесть вестей"  [? — прим. перев.] ) приводит сведения о том, что при создании Кимакского каганата решающую роль сыграли люди из объединения татарских племен. Да будет известно и то: кимаки — это племена, жившие в VIII-X веках в Западной Сибири вдоль реки Иртыш, и, как уже было сказано, построившие каганат большие тюркские племена, их западная часть известна под названием кипчаков. Как видите, еще в те временами татары и кипчаки плотно общались, точнее, как родственники держались одним государством. По некоторым источниками, например, по русским летописям, а также по накопленным ханом Хивы и историком Абуль-Ази известно, что татары побывали в Восточной Европе еще до монгольских завоеваний.

Пока невозможно назвать даже хотя бы приблизительную численность западной группы древних татар по вышеперечисленным источникам, а также то место, которое они занимали в истории той эпохи, однако уверенно можно сказать следующее: те древние татары постепенно, вместе с другими родственными тюркскими, и непосредственно участвовали в происходившем в государстве Золотой Орды историко-этническом процессе.

Но эпохой, когда татары оставили довольно значительный лед в истории, является время, когда они, живя в соседях с монголами в степях Южной Сибири и Центральной Азии, участвовали  создании Монгольского государства. После тщательного исследования монгольских, китайских, персидских и арабских источников (XIII-XVII веков), в которых собраны ценные сведения о монголах и их юго-восточных соседях — татарах, не остается сомнений в том, что татары были тюркоязычными, отличными от монгол. Даже несмотря на противоречивость некоторых сведений, история тюрко-татар сильно отличается от истории монгол и родственных им племен, например, керэитов, меркитов, ойротов, кайманов. В китайской хронике XIII века "Мэн-да бэй-лу" (Полное описание монголо-татар) говорится, что татары из отдельного племени "ша-то". Племена ша-то — это племена, жившие в VII веке на территории нынешней Ферганы западные тюркские племена. В VIII-X веках они переселились на север современного Китая, в провинции Ганьсю и Шаньсю.

Без сомнения, эти татары — выходцы из племен ша-то — это татары, оставшиеся в Центральной Азии в свое время на западе [в тексте оригинала, видимо, опечатка: "кэнбатышка"? — прим. перев.] ), но они располагались восточнее по отношению к ушедшим в Западную Сибирь и Восточную Европу татар (о них говорилось выше). Китайские источники называют их "белые татары" — "бай да-да", а в некоторых источниках они известны под именем "онгуты" (в монгольских памятниках — чаган-татары). Великий средневековый персидский историк Рашид-эд-дин (XIV век) называет онгутов тюрками. У изучавших очень тщательно китайские источники российского историка П.Кафарова (Палладий, XIX век) и советского ученого Н.Мункуева [Мунукуева? — прим. перев.] было то же мнение. Давший первые исторические сведения о белых татарах автор "Мэн-да бэй-лу" обращает внимание на их внешний вид и нравы: "Татары, называющиеся белыми татарами, стройного телосложения, сами благовоспитанны и уважают родителей".

В упомянутой хронике, кроме них, пишется и о других татарах: о диких татарах (шэн да-да) и о черных татарах (хэй да-да), в число последних входят Чингих-хан, все его полководцы, министры, сановники. Эти "татары", т.е. монголы "с плоским [джэльпек — прим. перев.] лицом, широкоскулые. Отсутствуют верхние ресницы глаз. Растительность на лице [сакаллары — прим. перев.] редкая, внешний облик весьма безобразен". Короче, здесь и с антропологической точки зрения, речь идет о резко отличающихся друг от друга разных племенах (но в то же время, говорится о том, что Чингиз-хан, в отличие от других монгол — от черных и диких татар — был высоким и телом внушительным, с широким лбом, с длинной бородой; есть некоторые сведения, что его мать была татаркой). Н.Мункуев, переведший и напечатавший [шэрехлэп бастырган — прим. перев.] "Мэн-да бэй-лу" следующим образом объясняет тот факт, что автор этого источника называет и монгол "татарами": "Китайцы, повстречавши истинных татар раньше, название "татар" применили его и по отношению к их северным соседям — монголам. Как известно, татары жили на землях между китайцами и монголами.

История монгол и их соседей татар освещена, кроме "Мэн-да бэй-лу", и в некоторых других знаменитых исторических источниках, среди которых монгольские письмена XIII века "Монгол ун-ниуча тобчаган" ("Скрытая история монгол"; в русской исторической науке известно как "Сокровенное сказание"), универсальный труд Рашид-эд-эина "Джамих эт таварих" (Собрание летописей) и составленная в XVII веке монгольская летопись "Алтан тобчи" ("Золотое предание"). Разумеется, невозможно в одной единственной статье останавливаться подробно на этих источниках, в которых татарская и монгольская истории описаны весьма полно. Межплеменная вражда усилилась после убийства татарами отца Чингиза — Есугей-бахадура (сам Есугей в свое время пленил вождя татар). В тот момент Чингиз-хан отдает приказ истребить татар. Несмотря на то, что в большой войне 1198 г. татары проиграли, но уничтожены не были, составив четыре больших племени: чаган-татары (о них сказано выше; это онгуты — белые татары), алчы-татары, дутаут-татары и алухай-татары. По сообщению Рашид-эд-дина, после повторного поражения в 1202 году, многие татары ушли на запад — видимо, время от времени они переселялись в ту сторону. Чингиз дает еще один приказ истребить татар, но и этот выполняется лишь частично. Действительно, в результате шовинистической политики одна часть татар была уничтожена, некоторая часть ушла на чужбину, еще какая-то часть ассимилировалась монголами, была поглощена ими. Раз уж Рашид-эд-дин пишет о таком поглощении, он прежде всего имел в виду татарские племена, живших рядом с монголами, имевших с ними постоянные отношения. По его же записям, но несколько в другом месте: "Татары были многочисленны". Он называет 14 тюркских племен, самое большое из которых были татары, они состояли из 70 тысяч семей. "Благодаря чрезвычайной величавости [адяттэн тыш бюеклеге — прим. перев.] и степенности, остальные племена, несмотря на их разновидности и различия, объединились под этим единым именем и начали себя называть татарами" — отмечает великий историк, оценивая древних татар.

Поэтому, уместно думать о взаимопоглощении [двустороннем поглощении — прим. перев.]. Тюркские слова в монгольском языке той эпохи, несомненно, заимствованы у татар. Да будет сказано и это: сам Чингиз-хан знал по-татарски, об этом, есть весьма надежные сведения в персидских источниках. Однако он никогда не забывал прежнюю ненависть к татарам и, когда начал свои всеобъемлющие завоевательные походы, их первыми и силой вводил в бой. Об этом отчетливо пишут европейские путешественники, видевшие своими собственными глазами события тех времен.

Об имени, пришедшем впереди завоевателей, т.е. о слове "татар" и как это слово превратилось в единое имя всего монгольского войска, если уж по моему мнению, писалось несколько однобоко. Да и слишком много внимания в исторической литературе уделялось словам арабского историка XIV века эль-Омари об ассимиляции местными кипчаками пришедших с востока татар. Однако важно то, что эль-Омари писал не только о татарах, но и монголах. Западноевропейские путешественники-миссионеры XIII века Г.Рубрук и Плано Карпини подчеркивают то, что татары и монголы являлись разными племенами. В связи с этим особенно важны записи Рубрука. Этот ученый-путешественник после встреч с Мэнгу-ханом — великим ханом Монгольской империи после Чингиза — и с золотоордынским ханом Бату, с их близкими, писал: "Они не хотят называть себя татарами, т.к. татары другой народ, сами себя они называют маолами, т.е. монголами".

Выше было сказано о мнениях В.Татищева и Н.Карамзина о том, что татар было больше по сравнению с монголами. Эту позицию весьма аргументированно защищали дореволюционный археолог, востоковед Н.Веселовский, и особенно наш современный татарский историк М.Сафаргалиев. Как известно, для завоевания западных земель Чингиз-хан дал Джучи войско всего из 4 тысяч монгол, и это войско, после смерти Джучи, перешло к Бату. Правда, позже, после принятия решения о завоевании Европы на проведенном в 1235 году монгольском курултае, армия Бату многократно усиливается и ему придаются многочисленные и наилучшие монгольские воины. По сведениям венгерского монаха, путешественника Юлиана, своими глазами видевшего те события 1238 года, войско составляло 135 тысяч человек. По данным его современника Сентковского, это число достигало 160 тысяч. Однако все эти цифры относятся к периоду завоевания монголами Восточной Европы, т.е.к 1236-1240 годам. После окончания тех войн, основная часть монгол вернулась в свою страну, т.е. в Центральную Азию, а в Золотой Орде осталась малочисленная монгольская элита и несравненно их больше — татары и другие племена.

Таким образом, по известным еще с VI века эпиграфическим памятникам и историческим источникам, татары были отличным от монгол народом. Они и позже, например, в период создания Монгольского государства, сильно отличались от монгол. Эта разница постоянно давала о себе знать во времена грозных завоеваний и во время создания государства Золотой Орды, более того: прежняя вражда держала их врозь. Малочисленная монгольская аристократия — ханы и их близкие, государственные деятели, военачальники, другие высшие слои — довольно быстро растворились среди тюркских народов, т.е. кипчаков, татар и др.

Скажем, Бату-хан и его брат Берке-хан еще были монголами, а их наследник, правивший в 1312-1342 гг., самый могущественный и прославленный Узбек-хан — уже отюреченный, татарский хан. Если в начальный период Джучиева улуса — во второй половине XIII века — монгольский язык считался официальным языком, особенно языком межгосударственных отношений, то в несколько более позднее время, в XIV веке, т.е. во времена наивысшего развития, тот язык исчезает. В ту эпоху не только разговорным и литературным, но и официальным государственным языком был тюрки [с ударением на втором слоге — прим. перев.], т.е. кипчакско-татарский язык. Об этом четко и аргументированно говорят письменные памятники тех времен — знаменитый словник под названием "Куманская мэджмуга", а также другие словари, а кроме того: бессмертные произведения татарской литературы XIV века, труды арабо-персидских географов и историков той эпохи о Золотой Орде, наконец, ярлыки Тохтамыша и Тимир-Кутлу.

По поводу того, что заставляли татар брать оружие, участвовать в завоеваниях  силой: так это — обычное дело. Как видно из исторических источников, в монгольском войске, кроме татар, были и другие народы, например, кипчаки, можары, черкесы, даже русские. Да, да, именно русские; в некоторых источниках они даже упоминаются первыми. Сейчас любят говорить следующее: за Ивана Грозного, мол, не отвечает современный русский народ, а за Гитлера — немцы. Ну, если так, разве сегодняшние татары должны отвечать за Чингиза и Батыя, к тому же за ханов из чужого племени? Разумеется, нет!

Когда речь ведешь о древних татарах нельзя не подчеркнуть их кровное родство с кипчаками. Эти два родственных народа входили в северную группу тюркских языков. Эта этническая близость известна с эпохи древнего Кимакского каганата, об этом было сказано выше. и неспроста татары, встретившись на просторах Северного Кавказа с объединенным алано-кипчакским войском, просят у кипчаков бросить аланов: "Мы и вы из одного рода, а аланы — не ваши" — эти слова нам оставил творивший в те годы выдающийся арабский историк Ибн эль-Асир.

В связи с этим скажем, что этот историк называет тюркскими племенами: "... в исламские страны вторглось [в оригинале: "килеп керделэр" — прим. перев.] большое племя татар, они жили в горах Тангач в китайской стороне".  Это созвучно со сведениями китайских, монгольских письмен, данных Рашид-эд-дина (только о Тамгачских горах — ново). Кстати, Рашид-эд-дин постоянно интересовался татарской историей, его исторические слова о родстве татар и кипчаков зафиксированы в его рукописях: "Мы и вы — один народ и с одного племени, а аланы нам чужие". Несмотря на то, что эти слова даны в несколько в демагогическом ключе [в оригинале: "демагогик калыпка салып" — прим. перев.], они отражают именно родство, близость этих народов. И в этом случае татары очень умело воспользовались родственными чувствами кипчаков.

Если на первом этпе существования Золотой Орды (вторая половина XIII века — первая половина XIV века) его этнический мир чаще назывался "кипчакским" и место их проживания по прежней привычке называли "Дешти-Кипчак", тов более позднее время это уже — татарский мир: "татарская земля", "татары", "татарские ханы", "татарское войско", "татарский язык", даже "татарская религия". Более того, в многочисленных исторических источниках подчеркивается, что народ в тех местах — это татары.

Вот это слово "татар", издревле являющееся именем народа, некоторые любят называть "политическим прозвищем" [в оригинале: "атама" — прим. перев.], мол, слово "татар" — это некое искусственное наименование, чужое прозвище, навязанное нашему народу русскими! Это — вымысел, ложь! К этнониму "татар", известному еще с VI века по очень надежным, первичным источникам, к самоназванию целого народа русского никакого отношения не имею и в то время русских вообще не было в тех местах, где жили татары. Тогдашние большие исторические события из истории тюркских племен того времени никогда не находили отражения в русских источниках. Пытающиеся отрицать то, что "татар" является названием названием народа с древнейших времен — люди некомпетентные, ибо не имеют отношения к изучению истории татар племенно-народного и несколько более позднего — булгарского и золотоордынского — периодов, и соответственно толком эту историю не знающие. Это люди, неоценимо вредящие единству народа, ведь они подговаривают сменить данное историей дорогое имя, ругая имя "татар", на имя "булгар" и тем самым стараются, по сути, поделить татарский народ, уменьшить его численность.

Я с самого начала сказал: в одной единственной статье невозможно осветить историю такого большого государства как Золотая Орда, поэтому в этой работе внимание было обращено лишь на некоторые стороны, на саму раннюю этническую историю. Наряду со многими вопросами меня беспокоят причины распада и прекращения жизни Золотой Орды. Уж очень сложный, запутанный вопрос. Когда-нибудь, конечно, всё прояснится, но на данный момент и при здравом уме я скажу: если то великое государство не распалось, то к сегодняшнему дню появилось бы неразделенное на отдельные этнографические группы, в полном смысле единый татарский народ. Распад Золотой Орды в начале XV века помешало завершению формирования татарского народа и тот историко-этнический процесс завершается в период образования на тех территориях отдельных татарских государств: Казанского, Крымского, Сибирского, Астраханского, Касимовского ханств. По объективным историческим причинам возникают отдельные этно-географические группы, к которым "прилипли" названия тех государств, и которые имеют некоторые языковые и культурные различия. Однако все они один народ, носящий имя "татары", татарский народ, и это имя, т.е. этноним древних татар, превращается в крепкую основу, объединяющую весь татарский народ. Я в своей статье "Мы — единый народ", опубликованном в газете "Социалистик Татарстан" (1991, 24 апреля), писал о последнем этапе жизни Золотой Орды, о возникших затем татарских государствах, о вопросах плотных политических и этнических взаимоотношений, консолидации и временной деконсолидации между самыми первыми ханствами — Казанским и Крымским. Заинтересованные читатели могут повторно обратиться к этой статье. Здесь лишь добавим, подчеркивая: Золотая Орда — это всеобщее государство татарского народа в средние века, общая основа отдельных татарских народностей, возникших на этой почве [в оригинале: "джирлектэ" — прим. перев.].

И вот уже почти 50 лет татарский народ лишен истории этого великого государства [статья написана автором в 1991 г. — прим. перев.]. причина тому — принятый 9 августа 1944 года Указ Центрального Комитета ВКП(б) "О состоянии политико-массовой и идеологической работы в партийной организации Татарстана и мерах ее улучшения", и согласно этому Указу — уничтожение роли Золотой Орды в истории и культуре татарского народа, устрашение [своего рода; в оригинале: "куркытып кую". — прим. перев.]. Этот Указ  был предписанием для принятия за ним других указов, к примеру, тогдашнего отделения Истории и философии Академии наук СССР, областных комитетов ВКП(б) Татарстана и Крыма; все эти указы оценивали Золотую Орду как государство, сыгравшее исключительно отрицательную роль в истории татар. По данной исторической тематике почти не публиковалось специальных статей и научных монографий (за последние годы: разве что книги М.Гусманова о ярлыках Джучиева улуса). Изучение этих исторических тем не вносилось в рабочие планы института имени Г.Ибрагимова, по ним не был подготовлен ни один аспирант, не написано диссертаций. В нескольких выпусках "Истории Татарской АССР" словосочетание "Золотая Орда" применялось только для оценки одного из периодов Булгарского государства и там тоже господствовало отрицательное отношение к Золотой Орде. Опираясь на спущенное сверху указания и выпущенные в центре труды, много написано таких бестолковых выражений как "ордынское иго", "татаро-монгольское иго". Все эти труды писались в свете всё того же Указа 1944 года. Впрочем, дело, возможно, не только в этом Указе. Всё это — "плоды" советской тоталитарной идеологии, проводившейся и до него, имперского мышления российского правительства [в оригинале: "урыс хакимиетэ" — прим. перев.] в течение нескольких веков.

До сих пор не проводилось сравнительного изучения традиционной татарской культуры с многочисленными материальными культурными артефактами [в оригинале: "калдыклары" — прим. перев.], связанными с ремеслами Золотой Орды, которая имела богатую городскую культуру, ремесленничество, достигшее в этих городах поразительного роста: архитектура-строительство, ювелирное искусство, металлургия, оружейное дело, стекольное [стеклодувное? — прим. перев.] производство, изготовление дорогой посуды [в оригинале: "затлы савыт-саба" — прим. перев.], камнедобыча, обработка кости и др. Проводившие археологические раскопки на территориях города Сарая и других городов археологи Москвы-Лениграда не подходили к памятникам с точки зрения этнической истории татарского народа, а в Казани же культура Золотой Орды, как я уже сказал, оставалась закрытой темой. В течение десятилетий в центре внимания была только булгарская материальная культура, и вопросы татарского этногенеза старались решать исходя исключительно из этого соображения. Мало сказать, что настало время повернуться лицом к Золотой Орде, к ее цивилизации, время сравнительного изучения культурно-исторического наследия возникших на почве Орды татарских ханств (Казанского, Крымского, Сибирского и др.), эта необходимость просто приперла на к стене. XX век на исходе [статья написана автором в 1991 г. — прим. перев.], и время нас призывает освобождаться от стереотипного мышления, однобокости в изучении древней и средневековой истории дорогого нам народа, призывает к исправлению допущенных прежде ошибок. Не только призывает, оно нас заставляет более не ошибаться перед будущими поколениями.

Разумеется, у большой земли, где жили татары, были появившиеся и до Золотой Орды особенности и богатые культурные центры. Один из них — существовавшее в X-XIII веках и известное многим Булгарское государство. Булгарская культура — одна из устойчивых основ культуры казанских татар, а сами булгары — этногенеза казанских татар. Но в формировании тех же казанских татар как народности участвовали и другие тюркские народы: древние татары, кипчаки, ногаи, и даже финно-угорские племена.

Как для археолога, переходивший всю Булгарскую землю вдоль и поперек, как для ученого, написавшего научные монографии, статьи о многочисленных археологических памятниках Булгарии, о ее богатой и интересной истории, эта история мне близка и дорога. Всё, что написано мною об этом — моя научная совесть, и я, разумеется, отказываться от своих трудов. Но в то же время некоторые мысли и устарели. Это вполне естественно, т.к. с годами накапливаются богатые, даже свежайшие археологические сведения, расширяется наш кругозор о материальной культуре и о связанной с ней древней духовной культуре, даже меняются взгляды. Вне сомнения, меняемся и мы сами. Меняемся, освобождаясь от идеологии сталинского казарменного социализма, тоталитарного режима, от психологии рабства, философии покорности и страха. Меняемся, понимая необходимость подъема на ноги нашей оскорбленной истории, ее правильного доведения до сегодняшнего и будущих поколений. Проснулись, открылись наши глаза на многие вещи.

История Булгарии — это одна составляющая средневековой истории татарского народа. Три четверти всего татарского народа, сосредоточенно живущего на многих территориях, живет за пределами Татарстана, а две трети — вне Средней Волги. Эта правда требует от историков и других ученых людей изучения в равной степени прошлого, языка и истории культуры всех этнографических групп, наших соплеменников, ранее остававшихся вне внимания. Исходя именно из этого требования, особенно важной встает задача открытия истории Золототй Орды, являвшейся в средние века единым государством всех татар и возникших вслед за ней отдельных татарских государств.

Золотая Орда — это истинная историческая основа единства татарского народа, его независимости, суверенитета.

Источник: Р.Г.Фахрутдинов. Вечерний азан. — Казань: Татарское книжное издательство, 1997. // сс.135...146.

Впервые опубликовано: «Социалистик Татарстан», 1991, 30, 31 август, 3 сентябрь.

 

Золотая Середина земли нашей

Йорт[1] на их языке (татарском) называется "орда"
и имеет смысл "середина", т.к.
располагался как раз по середине.
/Г. Рубрук, фламандский путешественние, побывавший в 50-е годв XIII века в Золотой Орде/

У татарского народа есть несправедливо изъятая из учебников средневековой истории, но достойная внимания великая история. Это — история государства Золотой Орды. Золотая Орда (Джучиев улус) была создана в начале 1243 года после того, как Бату-хан вернулся с похода на Венгрию и обосновался на берегах Волги. Довольно скоро Золотая Орда, отделившись от Монгольской империи, получает статус независимого государства и превращается в самое большое политическое объединение в Евразии.

Государственная территория Золотой Орды и для своего времени, и исходя из сегодняшних мерок, была огромна: она тянется от реки Иртыш на востоке до Крыма на западе, временами даже до берегов Дуная, от просторов Булгарии и Казани на севере до Астрахани и Дербента на юге. Это государство было разделено на два больших улуса — на западе один из них назывался как "Белая Орда" (сама Золотая Орда), на востоке меньшая территория называлась "Синяя Орда" и занимала Среднюю Азию и западные области нынешнего Казахстана. На основе этого деления лежит прежняя межплеменная граница между кипчаками и огузами.

Если организаторами Золотой Орды считаются монголы-чингизиды, то основное население государства составляли местные родственные между собой тюркские племена — кипчаки, а также булгары, огузы, потомки хазар, можары и переселившиеся со средней Азии тюркоязычные татарские племена. Одна часть татар пришла на запад еще до монгольских завоеваний, другая участвовала в 30-40 годах XIII века в завоевательных походах монгол под руководством Чингиз-хана и Бату-хана. После того как они стали хозяевами на этих землях, основные силы монголов возвращаются обратно в свою страну — Центральную Монголию, а для управления завоеванным западным улусом с Батыем остается всего лишь 4 тысячи монгольских воинов — близкие хана, высшие военачальники. Но и они в скором времени — к концу XIII века — растворяются среди многочисленных тюркских племен. Татары же, наоборот, перемешавшись с родственными им кипчаками и вобрав в себя тюркские племена (булгар, можар и др.), составляют смешанный татарско-кипчакский суперэтнос. Этот большой этнос великий Лев Гумилев называл татарским суперэтносом, я же осмелюсь для его начального периода добавить кипчакский этноним. Ближе к концу XIV века последнее, т.е. имя "кипчак" опускается. С начала XV века этот большой народ называется только как татары и в возникших после распада Золотой Орды Казанском, Крымском, Сибирском, Астраханском, Касимовском ханствах именно татары составляют основную часть населения.

Без всякого преувеличения, в период своего расцвета, т.е. в XIV веке, особенно в первой его половине, в евразийском мире тогдашней эпохи не было государства, сравнимого с Золотой Ордой. По тому факту, что она находилась в центре мировой политики, более того — сильно влияла на эту политику, ее можно было бы сравнивать разве что с существовавшим ранее государством Аббасидов (Багдадским халифатом). Вот это государство обладало исключительно богатой материальной и духовной культурой. И ранее обращалось внимание на то, что культура Золотой Орды представляла себя смесь-симбиоз кочевых и городских культурных составляющих. Здесь подчеркнем лишь следующее: оба вида, входящие в это, являются ярким отражением богатства, рожденного тюркским миром.

Золотоордынская городская культура считалась неоценимой частью средневековой цивилизации. Такие города как Сарай, Гульстан, Сарайчик, Укэк, Бельджамин, Булгар, Хаджитархан, Ургенч, Маджар, Азак, Кефе (Феодосия), Су-даг, Крым (Сулхат), Ак Кирмен, Ак Мечеть и другие, без всякого преувеличения, были известны миру Востока, славились как центры ремесленничества и торговли. Известны многим слова знаменитого арабского путешественника Ибн Баттуты, видевшего своими глазами многие города Золотой Орды, прошедшего некоторые из них вдоль и поперек, сказанные после посещения в 1333 году столицы государства — город Сарай: "Сарай — один из чрезвычайно больших и красивых городов, расположенный на ровном месте, состоящий из красивых и широких улиц, заполненных людьми".

Разумеется, нельзя сравнивать ученого персону, побывавшего во многих арабских и, вообще, восточных центрах, с деревенским жителем, впервые увидевшим хоть какой-то город. Он ведь еще не ограничивается описанием города Сарая, а дает оценку каждому из дести городов, где побывал. Например, Маджар называет одним из видных тюркских городов. В расположенном в устье Волги Хаджитархане, пишет, что имеются большие базары, называет его именитым городом; восхищается красивыми домами Укэка и т.д.

Из-за недостатка времени для того, чтобы останавливаться на других тюркских источниках Востока, а также европейской историко-географической литературе, я подчеркиваю внезапный и невиданно крайне высокий рост степной урбанизации, не встречавшийся до эпохи Золотой Орды нигде в тюркском мире. Эта урбанизация обозначается внезапным ростом городов, ростом народонаселения в этих городах, исключительным ростом всех его видов, и это отражается в том, что эти города занимали главные позиции в международной торговле.

То, что в городах Золотой Орды получил исключительно высокий рост ремесленничество, его самые важные и распространенные виды, такие как, например, архитектура-строительство, ювелирное искусство, металлургия, оружейное дело, художественная керамика, камнедобыча, стекольное производство, в истинном смысле слова служит примером для доордынской и послеордынской степной и лесостепной культуры, всё это соответствовало всем высоким творческим канонам по уровню мастерства, ценности и красоты  [в оригинале: "зэвук кануннары", "затлыгы" — прим. перев.]. Материальная и духовная культура прежних очагов цивилизации, пусть подчиненной Золотой Орде, пусть центрального его улуса, но исключительно ценна, в некоторых отраслях она пережила коренные изменения. Монументальное строительство, мозаичная и майоликовая архитектура, рельефно-глянцевая и дорогая посуда, искусство изящных украшений [в оригинале: "затлы...", "нэфис бизэклеу..." — прим. перев.] применение техники сусального золочения и другие многочисленные достижения, в целом, относятся к периоду Золотой Орды. Следует к этому добавить распространившиеся в средневековом татарском мире и другие разновидности нового: экономическая и политическая стабильность, военное мастерство, охрана границ, таможня, последовательность в сборе налогов. Конечно, всё это относится к периоду обладания мощью государства, расцвету его культуры.

Когда рассказывается о цивилизации Золотой Орды, невозможно не перечислить памятники средневековой татарской литературы. Речь идет в первую очередь поэм "Хосров и Ширин" Кутба, "Мохаббатнама" Харазми, "Джюмджюма султан" Хисама Кятиба, "Гульстан" Сайфа Сараи, его же "Суайль и Гульдерсен", а также прозаические произведения "Кыйссаи-анбия" Насреддина Рабгузи, "Нааджель фарадис" Махмута Али.

Эти произведения, написанные в XIV веке (большинство — в Сарае), по заключениям экспертов, на поволжском тюрки [с ударением на втором слоге — прим. перев.], т.е. на литературном татарском языке средних веков —  истинные шедевры нашей многовековой литературы. Касательно богатой письменной литературы Золотой орды, основанной на тонкой чувственности и глубокой философии, хочется подчеркнуть еще следующее: эта литература родилась не на пустом месте, у нее есть богатые традиции, идущие от более древних эпох, скажем, от поэзии периодов Тюркского каганата, государства Караханидов, Булгарии. Исламская религия, принятая во время правления Берке-хана (1258-1266) и превратившаяся в государственную религию при Узбек-хане (1312-1342), а также пришедшая вместе с ней арабская письменность оказали чрезвычайно сильно влияние на расцвет литературы Золотой Орды, более того, арабская письменность составляла письменную основу этой литературы. Как известно, росту этой литературы способствовала и литература соседних тюркских народов, например, азербайджанская, тюрков Средней Азии, некоторые произведения рождались даже в виде свободных, творческих переводов. Но литература Золотой Орды по своему рождению, развитию и сохранению в душе народа, в целом, по его богатству, грамматическим приемам — в истинном смысле слова: татарская литература. Неспроста эта литература, шедевры поэзии XIV века оказывали сильное влияние на божественное [в оригинале: "илахи" — прим. перев.] творчество гениев татарской поэзии Тукая и Дардменда. А Тукай и Дардменд — это великие представители татарской поэзии. С Вашего разрешения, ваш покорный слуга хотел бы привести всего два примера...

[Здесь переводчик вынужден прервать читателя. Перевод с тюрки, тем более стихов! — поле деятельности профессиональных переводчиков вместе с лингвистами. Поэтому, будучи любителем, переводчик данной статьи никоим образом не претендует даже на приблизительную передачу смысла старинных стихов и ограничится попыткой передачи хода мыслей Р.Г.Фахретдинова в момент цитирования стихотворения. Истинные любители поэзии могут тут же обратиться к оригиналу статьи на татарском языке: ссылки /тат.яз./  рядом со стихами.]

...Из обращения [в оригинале: "мэнеджжэт" — прим. перев.] в "Мохаббатнама" Харазми:

Душе нашей дай вдохновенье,
Береги совесть от искушенья,
Исчезает мощь прежняя,
Много ошибок совершенно, прости...

Кому как, мне после этих слов вспоминаются пронзительные слова Тукая в великом стихотворении "Родной язык":

О, мой родной язык,
на нем я произнес первую молитву,
Защити же отца и мать, о Всевышний...

После чтения слов поэмы "Джюмджюма султан" Хисама Кятиба,

В этой черной земле сколько
Лежат, проводят дни и ночи,
Кто султан, кто раб, кто эмир,
Хозяин, кто богат, беден кто,
Чей прах ветер развевает,
Чьи останки высыхают?..

я, как историк и археолог, вспоминаю слова, полные горечи и тоски, из стихотворения Дардменда, и перед моими глазами проходят шахиды Булгара, Сарая, Казани, Бахчисарая:

Возле могил дедов болит душа,
Предков душ есть, наверно, зов,
Полные черной земли на поле брани,
Кто они? Чьи они жертвы?

Уважаемых литературоведов прошу меня простить, не осмелюсь без них "лезть в их огород" и наслаждаться "плодами" поэзии. Но, думаю, у меня есть право утверждать, что духовная культура есть глубоко философское и художественно-творческое отражение материальной культуры, и, простите, есть право и полномочия как у исследователя (в течение многих десятилетий) многовековой политической и этнокультурной истории татарского народа. Две ветви вкратце рассмотренной выше великой культуры Золотой Орды — материальная и духовная культура, будучи естественно и неразрывно связанными, не исчезнувшие несмотря на все попытки со стороны черных сил, иншалла, являются несмываемым ярким отражением средневековой цивилизации, гордостью — всё это пережило века и способно пережить еще века.

А ведь, кроме нашей письменной литературы, у нас еще есть более древние произведения чрезвычайно богатого устного творчества, в которых накоплен весь духовный потенциал, его характерная грустная интонация [в оригинале: "монг-сагыш", практически не передаваемо на русский — прим. перев.], героизм народа, воспеваемые в веках. Всю жизнь они давали душевную пищу, глубокую философскую грусть [тот же "монг" — прим. перев.] поэзии более позднего времени — неважно, средневековая ли или литература нового времени возрождения. Если я раньше не мог прочувствовать ни у одного поэта, ни одного писателя историко-этническую философию из-за собственной наивности,

Родина, — что вожделенней?
Время рождения — дороже.
Ничто не может равняться
Родной священной крови
        и святому молоку!...
Молоко матери останется,
        Родина уйдет!...
                                   /Дардменд/

...то до моего стареющего разума всё же это дошло после повторного прочтения эпоса "Идегэй":

Что останется, потеряв землю?
Лишившись земли, страна остается:
Страны лишишься, что останется?
Страна уйдет, дом останется,
Дом потеряешь, будет молоко,
Из белой груди питавшее молоко,
Словом прекрасным язык останется.

Я всё это понял после внимательного изучения богатой и поучительной истории древних тюрки-татар, выходцев из степей Центральной Азии  из этих же степей пришли и хунны-гунны, связанные с ними и оставившие яркий след в этнополитической истории нынешних татар булгары, хазары, позже — кипчаки. Проникся я этой исторической правдой после того, когда повидался с кровными соплеменниками, выходцами из татарской земли, которые, познав невзгоды и лишения, несколько раз поменяв родину, теперь живут на чужбине, за океаном; но они, познавшие родной язык с молоком матери, сумели сохранить осознание своих национальных корней, навсегда обозначенных молоком матери и святой кровью, сумели не забыть, что они татары, и донести это своим детям и внукам.

Некоторые академично мыслящие, ортодоксальные ученые-историки обвинят меня в излишней эмоциональности, чувственности. Однако даже такой суровый человек века как Ленин называл эмоции естественным человеческим проявлением, а чувства ученого, историка—  это пропускать через свое чуткое и щемящее сердце понимание всей горечи пришедшей через века правды, всей ее поучительности, пропускать всю лживую политику, проводившейся против этой правды. В связи с этим, некоторые старшие и младшие дяденьки-братья, никак не могущие отойти от идеологического угара, привыкшие мыслить о древней истории татар эпохи Золотой Орды через призму предательского Указа 1944 года предательского же ВКП(б), точнее, наученные безмыслию, обвинят меня в идеализации Золотой Орды. Мы — поколение людей, постоянно слышавших эти обвинения и безвозвратно расходующих свои драгоценные жизни на борьбу с ними, но, пусть и несколько поздно, но заставших времена свободомыслия. Речь идет не об идеализации, не о преувеличении истории, а об истории, которую в течение десятилетий жгли огнем этой мнимой идеализации, угольки которого до сих пор еще тлеют, не об идеализированной, а, наоборот, оскорбленной, униженной, угнетенной истории, о законной реакции на бестолковую политику. История Золотой Орды, ее исключительно богатая материальная и духовная культура, и если уж говорить по сути, ее цивилизация — неотъемлемая часть мировой истории, мировой цивилизации; и это компонента обозначается всей жизнью Золотой Орды, ее величием и ее же исторической катастрофой.

перевод (с татарского языка) доклада Р.Фахретдинова на международной научной конференции
"Золотая Орда: история и культура", прошедшей 9-10
 августа 1993 г. в казани.
Опубликован 13 августа 1993 года в газете "Ватаным Татарстан".

Источник: Р.Г.Фахрутдинов. Вечерний азан. — Казань: Татарское книжное издательство, 1997. // сс.175...182.


[1] Здесь: дом, точнее  шатер, ставка золотоордынских ханов.

   

   Обе статьи перевел с татарского Нургаяз Гарипов.
Эпиграф переводчика.

  

Viewing    
is guaranteed    
only with    
browser IE5.5    
or later version.   
Text only russian   .