... Когда
ищешь огонь, находишь его вместе с дымом. |
|
Заселение
|
|
Данные этнотопонимии о расселении тюркоязычных племен в Азербайджане XI-XV вв. (часть 2).Автор статьи — Г.Д.Агаев. Примечание: статья Г.Агаева здесь разбита на 2 части. Сноски автора отмечены знаками (~ ... ~). Внимание: между сносками и основным текстом нет взаимогиперссылок.
... За этими племенами в Персидский Азербайджан прибыли новые сельджукские племена: рзабеклы, гомущи, ахмедлы, текля или текка, кадырлы, ильхичи и карадаглы (см.~17~). Эти племена оставили по себе память в наименовании нижеприведенных селений, бытовавших в первых десятилетиях XX в.: в Геокчайском уезде — Шахсеван, Бейдаллы, Удуглы, Мурадлы, Ильхичи-Амирджанлы, Ильхичи-Нахырчи, Кара-Ильхичи, Ляля-Ахмедлы, Ахмедлы, Текка, Чахырлы, Текля-Сафи, Текля-Мирза Баба, Текля-Муганлы; в Джебраильском — Шахсеван, Заргяр, Карадаглы, Ког-Ахмедлы, Ял-Пир-Ахмедлы, Ахмедилиляр, Пир-Ахмедлы, Ахмедлы (см.~18~), Ахмед-Агалы, Яр-Ахмедлы, Чахырлы, Эйватлы; в Шемахинском — Годжи-Ксумлы, Гаджи-Кадырлы, Текля-Гаджи Мамед-Гусейн, Текля-Мирза Баба; в Джевадском — Гаджи-Касумлы, Полат-Тугай, Халфоли, Гаджи-Али-Мурадлы, Мурадлы, Кадырлы, Ахмедлы, Бекдиллы, Чахырлы, Пир-Эйватлы, Текля-Мирза Баба; в Кубинском — Касум-Кышлаги, Халфалар, Удюг, Заргярлы, Ильхичи, Карадаглы, Ахмедлы, Хырда-Оймак; в Ленкоранском — Гюл-Касумлы, Али-Касумлы, Полатлы, Халфалар, Халфа-Канлы, Халфа-Ходжа, Милли, Кадырлы, Ахмедлы, Едди-Оймак, Чахырлы, Иналлы, Текля, Текля-Кош, Холь-Текя; в Бакинском — Ахмедлы или Гулам-Махмудлы; в Агдашском — Бейдиллы, Карадаглы; в Джеванширском — Палатлы, Кара-Дамирчи, Милли, Илхичиляр, Карадаглы, Кобарта-Бай-Ахмедлы, Джиловдарлы, Текля; в Шушинском — Полатлы, Дамирчиляр, Халфалы, Ильчихляр, Агдам-Карадаглы, Карадаглы-Варандалы; в Зангезурском — Димирчиляр, Мурадлы, Ахмедлы, Мурадханлы, Кобатлы; в Казахском — Дамирчиляр, Кель-Халфалы, Кадырлы, Джиловдарлы; в Гянджинском — Карадаглы, Азар-Ахмедлы, Геран-Бой-Ахмедлы, Шакирлы; в Нухинском — Карадаглы (см.~19~). Сельджукское племя шамлы, согласно полулегендарному преданию, происходило от пленников из Малой Азии, уведенных Тимуром после битвы при Анкаре (1402 г.) и переданных им сефевидскому шейху Ходжа Али, который поселил их в Азербайджане (см.~20~). Наименование племени шамлы сохранилось в названии селений в Геокчайском и Агдамском уездах (см.~21~). Сельджукское племя караманлы получило свое название от самостоятельного княжества Караманлы, образовавшегося в результате распада сельджукского султаната в Анатолии. После присоединения княжества к Турецкой империи 1471 г. часть жителей этого княжества двинулась на северо-восток в пределы Азербайджана, где оставила о себе память в наименовании четырех селений Караманлы в уездах: Геокчайском, Шсмахинском, Джеванширском и Джевадском. Племя айдин, также Сельджукское, в начале XIV в. образовало в Анатолии независимое Андийское княжество. В ходе присоединения Айдинского княжества к Оттоманской империи часть его жителей под именем айдинов перебралась в Азербайджан; здесь о нем в начале XX в. напоминало селение Айдин в Кубинском уезде (см.~22~). В XIII столетии в Азербайджан вместе с монгольскими завоевателями пришло племя баят (это племя еще в XI в. упоминается в числе 24 древних огузских племен — см.~23~). Вначале оно поселилось в Малой Азии, где смешалось с другими сельджукскими племенами, но к концу XV — началу XVI в. влилось в племя кызылба-шей и переселилось в Азербайджан (см.~24~). Топоним Баят встречался в Азербайджане в начале XX в.: в Геокчайском уезде — Байт-Мелик-Уммуд, Баят-Кадыр-Гусейн; в Джевадском — Баят; в Кубинском — Сынджан Баят, Узун Баят; в Шемахинском — Баят; в Шушинском — Баят (см.~25~). Вместе с монголами пришли и джагатайские тюрки. Свое название они получили от имени младшего сына Чингисхана Джагатайхана (см.~26~). Топоним Джагатай в 20-х годах XX в. встречался лишь в Кубинском уезде — селение Джагатай (см.~27~). Как известно, с XVI в. Азербайджан входил в состав Кызылбашского государства, во главе которого стояла династия Сефевидов, происходившая из Ардебиля в южном Азербайджане. Главной опорой Сефевидов стали тюркоязычные кочевые племена. Эти племена еще в середине XIII столетия были переселены в Азербайджан. Они принадлежали к особой тюркской ветви (белых гуннов), называемой кай и жившей в западном Туркестане. Главными племенами кай считались: каджары, авшары, ульгудары, чобаны, бахарлы, падар, устаджаллы, ляк, халиллы, сор-сор, шемя (шагаг), осаллу, зенгене, армалу (см.~28~). Тюркские племена каджар и авшар пришли из Средней Азии вместе с монгольскими завоевателями. В Азербайджане часть этих племен была поселена при Тимуре и Мираншахе (см.~29~). Топоним Каджар встречался в Геокчайском, Кубинском и Шушинском уездах (см.~30~). Племя авшар делилось на несколько колен, из которых в Азербайджане проживали краглы и авшары. Топонимы, восходящие к этим наименованиям, бытовали в названии селений Краглы в Кубинском и Джевадском уездах, а также в названии селения Авшар Шушинского уезда. Племя бахарлы первоначально жило в Хорасане. Отсюда оно впоследствии перешло в пределы Азербайджана, где обосновалось в селениях Бахарлы в Шушинском и Зангезурском уездах (см.~31~). Племя падар, переведенное Сефевидами из Персии в пограничные области, образовало поселения (см.~32): в Кубинском уезде — Шабран-Падар, Армуд-Падар; в Геокчайском — Падар-Гюльмяли; Агдамском — Карадаглы-Падар; в Шемахинском, Нухинском и Джебраильском уездах — Падар. Племя ляк дало свое имя следующим селениям (см.~33~): в Геокчайском уезде — Ляк, Ляк-Чыплыг; в Агдашском — Ляки; Джеванширском — Ляк, Лякили; Гянджинском — Ляк. Племя халиллы расселилось в Шемахинском уезде — в селении Халиллы; Кубинском — Пир-Халилды; Геокчайском — Халиллы, Халлилы-Касумбек; Агдашском — Дегис-Халиллы; Нахичеванском — Халиллы (см.~34~). Племя сор-сор (или сур-сур) в Азербайджане первоначально жило в Геокчайском уезде у Прикуринской полосы (см.~35~). В 1739 г. небольшая их группа была переведена в Дербентское и Кубинское ханства. Впоследствии еще часть сор-соров была переселена в г.Ахсу, а также во многие другие уезды Азербайджана. Этноним сор-сор встречался: в названии селений в Геокчайском уезде — Сор-Сор; Кубинском — Сур-Сур-Билиджи; Шемахинском — Сор-Сор; Ленкоранском — Соры-Соре; Джебраильском — Сур (см.~36~). Племена осаллу, армалу, зензене и ширян (шилян) дали свое имя селениям в Кубинском уезде (Осаллу и Армалу), в Шемахинском и Кубинском уездах (Зенгене), трем селениям в Геокчайском уезде (Шилян-Тязя, Шиляп-Ашага и Шилли-Юхары). Наименование тюркского племени чобаны (см.~37~), которое обитало в Геокчайском и Шемахинском уездах, сохранилось в топониме Хан-Чобанны. В конце XV — начале XVI в. в состав кызылбашских племен влились части туркменских племен под именем туркман (т. е. туркмен — см.~38~), которые были известны в Азербайджане и как кара-коюнлы и агкоюнлы (баяндурлы). Названия этих племен сохранялись в топонимии Азербайджана (см.~39~): в Геокчайском уезде — Тюркмен, Каракоюнлы; Джеванширском — Тюркмен, Кара-коюнлы; Ханкара-коюнлы; Гянджинском — Кара-коюнлы, Тап-кара-коюнлы; Токкалар-кара-коюнлы; в Зангезурском — Кара-коюнлы, Баяндур; в Нухинском — Чай-кара-коюнлы; в Кубинском — Баяндур (см.~40~). В начале XIII в. под натиском монголов в Азербайджан пришло тюркское племя куманы, или половцы (см.~41~). Во второй четверти XI в. они занимали степи между Волгой и Доном, в XIII в. были оттеснены на юг. Часть их поселилась в Азербайджане, где они смешались с другими тюркскими племенами, оставив память о себе лишь в названии трех селений Куманлы в Ленкоранском уезде (см.~42~). Оттеснив половцев, монголы в XIII в. под предводительством Норая или Нугая вторглись в пределы Азербайджана. Впоследствии они получили название ногайцев — по имени своего предводителя. В дальнейшем ногайцы распались на несколько поколений, среди которых можно назвать буджагов (см.~43~). Это дает возможность полагать, что жители селений под названием Буджаг — потомки ногайцев, которые в дальнейшем смешались с другими тюркскими племенами. Этноним буджаг сохранялся в начале XX в. в названии селений: в Геокчайском уезде — Кара-Буджаг; в Джевадском — Кара-Буджаг и Эгри-Буджаг; Агдамском — Буджаг; в Нухинском — Буджаг и Мухах-Буджаг (см.~44~). Проникновение тюркских племен в восточное Закавказье, начавшееся в сравнительно больших масштабах преимущественно в XI в., охватило в первую очередь северные области Азербайджана. Эти выводы основаны как на свидетельствах письменных источников, так и на данных топонимии. Этнотопонимы географически локализуются, что позволяет выделить места компактного расселения и обитания тюрок в Закавказье в XI -XII вв. Г.Агаев.
|
|
|
Viewing
is guaranteed
only with
browser IE5.5
or later version.
Text only russian .