... Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке.
Прикоснись к цветам, и их аромат пропитает твою одежду...

Чаньское изречение, Китай

  

Заселение
Азербайджана
тюрками

 

Данные этнотопонимии о расселении тюркоязычных племен в Азербайджане XI-XV вв. (часть 1).

Автор статьи — Г.Д.Агаев.
Источник: Сборник «Этническая ономастика».
Академия наук СССР. Институт этнографии имени Н.Миклухо-Маклая.
Издательство «Наука», М., 1984 г.,
тираж 6,8 тыс.экз.

Примечание: статья Г.Агаева здесь разбита на  2 части. Сноски автора отмечены знаками (~ ... ~). Внимание: между сносками и основным текстом нет взаимогиперссылок.

 

Наряду с письменными источниками и данными археологии выявлению этнической истории населения Азербайджана содействует изучение этнотопонимии. Топонимы являются чрезвычайно важным и устойчивым языковым материалом, оставаясь в употреблении на протяжении многих столетий.

В середине XI в. Азербайджан был завоеван сельджуками (одна из ветвей огузов) — тюркскими племенами, вышедшими из Средней Азии. Завоевание сопровождалось массовыми передвижениями населения. Огузские и примкнувшие к ним тюркоязычные племена переселялись под эгидой династии Сельджуков, поэтому за ними утвердился собирательный термин сельджуки. Наименование сельджук постепенно заменило термин огуз, хотя в источниках встречается также их одновременное бытование.

Изучение этнонимов племен, которые в течение XI-XII вв. сыграли важную роль в истории Закавказья, позволяет получить ответы на вопросы, связанные с судьбой переселившихся племен и с их распространением и оседанием. Топонимы, появление которых в Закавказье можно приурочить к XI-XII вв., отражают важный этап в этнической истории Закавказья, связанный с огузами и другими тюркоязычными напластованиями. Из 24 огузских этнонимов в Закавказье достоверно могут быть выделены 17: авшар, байат, байдундур, бектили, игдыр, йиве, йайырлы, карабылюк, кырык, печенег, салур, тутырга, тюкер, чарук, чебни, чувалдар, эймюр. Из шести примкнувших к огузам тюркоязычных племен, которые участвовали в сельджукском завоевании, на территории Закавказья установлены этнонимы пяти: агач-эри, канлы, карлук, кыпчак, халадж (см.~1~).

Топонимы, связанные с огузами и другими тюркоязычными племенами, свидетельствуют, что они отдельными группами обижали на территории Закавказья как в XI-XII вв., так и позднее.

Многие из сельджукских племен под давлением монголов ушли в Малую Азию, а другие остались в Азербайджане. Их этнонимы доныне сохранились в топонимии: например, Айрумы, Шамлы, Бекдилы, Иналлы, Текля, Караманлы, Ахмедлы, Айдынлы, Дюгер и др. (см.~2~)

Айрумы — этнографическая группа азербайджанцев, проживающая в западной части Азербайджана, в горной местности, от оз.Гек-Гель до р.Акстафы; в других местах айрумы слились со своими соседями — азербайджанцами и армянами. Область расселения их в прошлом простиралась от персидско-турецкой границы, где охватывала район оз.Урмии и окрестности Хоя, Маку, Салмаста (т.е. примерно территорию бывшего ханства Аваджик до р.Куры; территорию исторических провинций Борчалы, Шамшадиль, Казах), занимала как горные, так и низменные местности. (см.~3~)

По мнению азербайджанского исследователя М.Г.Велиева (Бахарлы), предками айрумов были малоазиатские тюрки, которые после разгрома их государства в Анатолии в 1301 г. нашла убежище в пределах Закавказья. (см.~4~)

Замечания об айрумах как о более поздних пришельцах на Кавказе содержатся в работах известного востоковеда В.Ф.Минорского и советского историка И.И.Мещанинова. Они полагали, что айрумы переселились из Персии во время персидско-турецкой войны в XVII в. (см.~5~). В противовес этим миграционным теориям советские ученые А.Алекперов и К.Каракашлы выдвинули тезис об автохтонном происхождении айрумов, который, правда, каждый из них обосновал по-своему.

В результате наблюдений над культурой и бытом айрумов К.Каракашлы утверждал, что они «по своему этнографическому и общественно-хозяйственному быту отличаются от равнинных тюрков постольку, поскольку горец может отличаться от аранца, т.е. от жителя равнины». Этноним айрум, по мнению Каракашлы, мог возникнуть «вследствие перемены территориального района и ухода, вернее, отделения одной части населения от другой и заселения ею нового края отдельными группами или семьями» («отдельно» по-азербайджански — айры, отсюда — айрым; так себя называют айрумы). К.Каракашлы заключает, что айрумы представляют собой «фрагмент земледельческо-скотоводческих равнинных жителей», происхождение которых следует искать не в каких-то «Румах», а в пределах самого Кавказа и, в частности, в «Казахском уезде, откуда большинство айрумов переселилось в горы Кошкара и Кяпаза». (см.~6~)

Аргументированнее выглядит предположение А. Алекперова, который пришел к заключению, что в материальной и духовной культуре айрумов явственно проступают напластования двух разнородных культур — оседлой земледельческой, уходящей своими корнями в местную этническую среду, и пришлой скотоводческой, связанной с появлением в Азербайджане кочевых тюркских племен. (см.~7~)

Оседлые предки айрумов — древние албанцы — в начале средних веков в процессе христианизации края подпали под сильное влияние армянской церкви и в значительной степени были ассимилированы армянами. Это, по мнению А.Алекперова, подтверждается наличием развалин древних храмов с армянскими надписями, сохранившихся в айрумских горах до наших дней. Однако в V в. Халкедонский церковный собор расколол армян и албанцев на два враждебных лагеря: монофизитов, или халкедонитов, — поборников греческого православия и диофизитов, или антихалкедонитов, — сторонников старой армянской церкви, из которых первые за свою приверженность к Византии получили в просторечии прозвище хай-хором, т.е. «армян-греков». В Армении халкедониты остались в меньшинстве и вынуждены были впоследствии эмигрировать из страны; в Албании (Кавказской) их оказалось гораздо больше. В последующие века тюркизация и исламизация Азербайджана привели к полному исчезновению здесь христианской религии, к забвению первоначального смысла термина хай-хором, который в усеченной форме айрум сохранился до наших дней как название части аборигенного населения, уже тюркского по языку и мусульманского по религии.

Советский этнограф В.П.Кобычев в работе об айрумах выдвигает следующую гипотезу: в начале средних веков западный Азербайджан находился в тесных культурных и политических отношениях с соседней Арменией. В западном Азербайджане было распространено христианство григорианского толка, существовала письменность, построенная на общей с армянским алфавитом графической основе. Армяне составляли значительную часть населения края, занимая в нем преимущественно горные местности (Карабахское плато, древняя область Арцах), тогда как коренное население (албанцы) проживало преимущественно на прилегающем плоскогорье — Аране (см.~8~). В 591 г., во время второго раздела Армении между Византийской империей и Сасанидской Персией, по территории западного Азербайджана прошла граница, которая отделила часть армянского населения вместе с албанцами от остального населения страны. Раздел 591 г. в дальнейшем был закреплен договором 628 г. между Византией и Персией и просуществовал до падения Сасанидской империи и нашествия арабов на Закавказье, т.е. почти до конца VIII в. В этих условиях в пограничной полосе и могло, по мнению В. П. Кобычева, сложиться новое этническое наименование хай-рум (или в армянской огласовке хай-хором) в качестве отличительного прозвища для той части аборигенного населения, которая после раздела оказалась в пределах Византийской империи. При этом новое название в равной степени могло применяться как для наименования народа, так и для обозначения занимаемой им территории, как это было, например, с названием греки в древней Руси или урум на Востоке. (см.~9~)

Новая политическая ситуация, сложившаяся в Армении и западном Азербайджане в результате раздела этих стран между Персидской и Византийской империями, получила отражение и в исторической литературе, и в топонимии края. Так, арабский ученый Х в. Баладзори упоминает в Азербайджане «область Урума», в которой арабам пришлось подавлять восстание армян и азербайджанцев (см.~10~). А.Алекперов локализует эту область в Карабахе, где до наших дней сохранились топонимические названия с корнем рум. (см.~11~)

Действительно, внимательное изучение топонимии в местах прежнего расселения айрумов дает значительное количество географических названий с корнем рум: гора и населенный пункт Урумбазар, р.Урумбазарчай у стыка Шахдагского, Мровдагского и Зангезурского хребтов, гора Урумыс к югу от Севана, гора Айрумча и три селения Айрум, Гюлядзарайрум, Чарвадараурум, местность под названием Айрумское кочевье в северной части Карабахского нагорья, селения Чоирум на берегу Куры, Хейрум в Казахе и др. Все эти топонимы сосредоточены на относительно ограниченной территории, тянущейся узкой полоской от южного 6epera Куры в районе несколько выше впадения в нее р.Алазани и р.Иори, через горы Карабаха по направлению к Нахичевани. Вне этого пространства подобные наименования не встречаются.

Можно прийти к выводу, что айрумы представляют co6oй тюркизированных и исламизированных потомков армянизированных албанцев и части армян, которые после раздела Армении в конце VI  в. оказались в пограничном районе с византийской стороны и для которых использовалось наименование айрум, означавшее армян, подданных Византии. (см.~12~)

В конце XVI в. столетия айрумы разделились на две части: одна переселилась в Персидский Азербайджан и здесь получила от шаха Аббаса название шахсеван, а другая осталась на старом месте и образовала несколько родов или колен: айрумы, саатлы, ахсахлы или чолахлы. (см.~13~)

По административному делению царского времени основная масса айрумского населения обитала в Елизаветпольском уезде (он делился на шесть магалов, из которых Айрумский магал (см.~14~) составляли в основном айрумские селения), в Джеванширском уезде — Айрумы, Саатлы; в Казахском — Боганис-Айрум, Полад-Айрум, Шиник-Айрум; в Джевадском — Саатлы; в Ленкоранском — Ахсахлы; в Нухинском — Чолахлы. (см.~15~)

Ушедшие в Персидский Азербайджан айрумы заняли в нем Ардебильскую провинцию под именем шахсеванов. Отсюда они впоследствии перешли в пределы Закавказья и первоначально основались на Мугани, потом рассеялись по всему Азербайджану. В Персидский Азербайджан пришло более 3 тыс. шахсеванских семейств во главе с Юнис-пашой. От внуков последнего Бейдали-бека и Коджабека произошли поколения: бейдиллы и ходжалы. От бейдиллы впоследствии отделилось несколько колен, из которых в Азербайджане живут каракасумлы, полатлы, димирчи, халифели, удюглы, мурадлы, заргяр и милли (см.~16~). К этим шахсеванским племенам в конце XVI в. присоединились еще два сельджукских племени: бекдиллы и иналлы. Из бекдиллы впоследствии выделилось несколько колен: оймаки, джиловарлы, чахырлы или шакирлы, кобадлы, а из племени иналлы — эйватлы...

Конец 1 части

 

 

  • (~ 1. ~). Рашидаддин. Сборник летописей. Л., 1952, т.I, кн.1, с.76.

  • (~ 2. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.36.

  • (~ 3. ~). Кобычев В. П. Айрумы. — Сов. этнография, 1962, №3, с.139.

  • (~ 4. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.36.

  • (~ 5. ~). Подробнее см.: Кобычев В. П. Айрумы, с.139.

  • (~ 6. ~). Каракашлы К. Об айрумах. — Изв. О-ва обследования и изучения Азербайджана, Баку, 1929, №8, с. 37-38.

  • (~ 7. ~). Алекперов А. У айрумов. — Изв. О-ва обследования и изучения Азербайджана, Баку, 1928, №5, с.240.

  • (~ 8. ~). Кобычев В. П. Айрумы. — Сов. этнография, 1962, №3, с.145. 

  • (~ 9. ~). Кобычев В. П. Айрумы. — Сов. этнография, 1962, №3, с.146.

  • (~ 10. ~). Баладзори. Книга завоевания стран. Баку, 1927, с.26.

  • (~ 11. ~). Алекперов А. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. Баку, 1960, с.91.

  • (~ 12. ~). Кобычев В. П. Айрумы. — Сов. этнография, 1962, №3, с.148.

  • (~ 13. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.36.

  • (~ 14. ~). Кавказский календарь 1854. Отдел статистический. Тифлис, 1853, с.368-377.

  • (~ 15. ~). Дорожная карта Кавказского края. Тифлис, 1903.

  • (~ 16. ~). Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан (Физико-географический, этнографический и экономический очерк). Баку, 1921, с.37.

 

  

Viewing    
is guaranteed    
only with    
browser IE5.5    
or later version.   
Text only russian   .