... Конь, пока не споткнется в пыли,
Не постигнет сущность земли.
Муж, пока судьба не согнет,
Прелесть родины не поймет...

Из эпоса "Идэгей" /Песнь девятая/

  

Польско-литовские
татары

 

Польско-литовские татары
(наследники Золотой Орды)

Фрагменты из книги Якова Яковлевича Гришина

Источник: Я.Я.Гришин. Польско-литовские татары (наследники Золотой Орды). Научно-популярные очерки. — Казань: Татарское книжное издательство, 1995. — 195 с. ISBN 5-298-00524-1.
Тираж 5000 экз. На русском языке.

Примечания: 1. Имеющиеся в оригинале сноски даются тут же в тексте в следующем "обрамлении": <--// текст сноски //-->>.
               2. Здесь приводятся только содержание, одна из глав и список использованной Я.Гришиным литературы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  • Доброе начало

  • От автора

Польско-литовские татары в XIV—XIX веках

  • Пришельцы из Золотой Орды

  • Под властью Вазов и их потомков

  • В период правления Веттинов и разделов Польши

  • На польской и иностранной службе

  • За свободу и независимость Польши

  • Особенности вероисповедания

  • Памятники старины

  • Обычаи и традиции

  • Численность татарского населения

Польские татары в XX веке

  • В начале XX века

  • От первой мировой войны до Рижского мира

  • Религиозная жизнь в межвоенный период

  • Общественное и культурное движение в 1925-1939 годах

  • Размещение татарского населения

  • Социальный и профессиональный состав

  • Образование и наука

  • Повседневная жизнь и быт

  • Татарский эскадрон

  • В годы второй мировой войны

  • После второй мировой войны

  • Заключение

  • Примечания

 

Глава
"В период правления "белых ханов"

В начале XIX века один из выдающихся польских историков Тадеуш Чацкий обнаружил в архивах какое-то прошение, в котором польско-литовские татары называли представителей династии Ягеллонов «белыми ханами». Свою точку зрения на эту тему он высказал в статье, опубликованной в «Виленьском еженедельнике» в 1816 году. Гипотезу Т.Чацкого развил в 30-е годы XX века молодой талантливый историк Станислав Крычиньский. «Знаю,— писал он,— что литовские татары называли ханами или «белыми ханами» в своих прошениях и мемориалах королей из династии Ягеллонов. Это характерно для данной этнической группы, к которой относятся наши татары. Они, называя Ягеллонов «белыми ханами», хотели таким образом подчеркнуть их независимость, суверенность и силу».

Несмотря на то, что по сей день не найдено другого документа, который бы подтверждал вышеуказанную гипотезу, тем не менее нет сомнения в том, что татары еще во второй половине XVI века считали польско-литовских королей своими действительными ханами. Ибо последние разрешали споры между татарскими родами, раздавали им земли и привилегии, а также карали за проступки, поэтому они занимали почетное место в татарской истории. Ягеллоны наряду с Витольдом считались великими покровителями и заступниками мусульманского населения Польско-Литовского государства. Наибольшие же симпатии татары отдавали Зигмунту Августу как человеку терпимому и доброжелательно относившемуся к своим подданным.

Дворцовые документы периода его правления показывают, что на службе короля находилось много мусульман. Они выполняли обязанности монаршей охраны, курьеров, переводчиков или находились под покровительством короля без определенных занятий. Польско-литовские мусульмане неоднократно приносили королю дары, прося при этом какую-то помощь.

Каждая большая группа эмигрантов начинала свое существование на польско-литовских землях с попыток создания известных ей племенных и религиозных институтов. Ими, в частности, были: своеобразная военная организация, опиравшаяся на родоплеменную систему, а также религиозная гмина <--// Гмина — приход //-->. Границы самоуправления этих институтов определяли обычное право и господские привилегии. Представителями населения, относящегося к отдельным родо-племенным группам, были так называемые хорунжие и татарские предводители. В их функции входили военные, административно-судебные, а также казначейские вопросы. Как правило, они назначались пожизненно, однако всегда с сохранением права наследования.

Татарское население, жившее в польско-литовских землях, делилось на 6 племенных групп, называемых хоругвями: баргынская, джалаирская, юшыньская, конгратская, найманская и уланская. Их название происходило от знатных родов Золотой Орды, таких, как Баргын, Джалаир, Хушин, Конграт и Найман. Однако мы не находим среди племен Золотой Орды соответствия для уланской хоругви, ибо ее название происходит от княжеского титула улан (улан-оглан — сын), который носили потомки Чингизхана. В польско-литовском государстве этим титулом вначале пользовались лишь князья Ассанчуковичи. Они происходили от жившего в первой половине XV века князя Ассанчука, возможно, одного из многочисленных потомков хана Джучи. Можно предположить, что уланская хоругвь состояла из воинов князя Ассанчука.

Известно, что татарское население на всей территории Речи Посполитой руководствовалось собственным религиозным правом — шариатом, опирающимся на Коран. Оно функционировало во всех религиозных гминах.

До середины XVI века татарское население на польско-литовских землях делилось на три категории, отличавшиеся друг от друга как правами, так и наличием недвижимости. Первую группу, наиболее привилегированную, составляли потомки ордынских султанов и мурз. Титул султана принадлежал в Речи Посполитой только двум татарским родам: Острыньским и Пуньским. Старших представителей рода постоянно именовали царевичами, как потомков господствовавших ханов. Остальные татарские роды происходили от ордынских мурз. Им принадлежал титул князя. Во главе княжеских татарских родов стояли: Ассанчуковичи, Баргынские, Юшыньские Кадышевичи, Корыцкие, Крычиньские, Лостайские, Ловчицкие, Смольские, Ширинские, Тальковские, Тарашвиские, Уланы и Завицкие.

Потомки ордынских султанов и мурз владели большими вотчинами и в них подчиненными холопами. За это они были обязаны нести конную военную службу. Они пользовались правами господствующей шляхты <--// Шляхта — польское дворянство //-->. В документах XVI века их называли богатыми татарами. Ими выставлялось на военную службу по одному или по несколько конных воинов, в зависимости от числа имеющейся прислуги или холопских хозяйств. В списках войска нередко встречаем татар, которые выставляли значительное число кавалеристов. Богатые татары, особенно князья, кроме подданных холопов, имели также собственных бояр, входивших в состав различных служб.

Вторую группу составляли так называемые татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые лрибывали в Речь Посполитую в обозах ордынских султанов и мурз. Они получали небольшие участки земли и несли за это не только воинскую службу, но и исполняли большие обязанности в пользу великого князя и его царедворцев. К ним относились транспортная, курьерская, полицейская, караульная и охотничья службы, а также строительные работы. Так, например, татары-казаки из пригорода Вильно выполняли курьерскую, транспортную, караульную и охотничью службу. Казаки с Сорок Татар привлекались в качестве курьеров и охотников, кроме того, они чинили дороги и мосты.

В течение первой половины XVI столетия короли постепенно освобождали татар от выполнения курьерских услуг. Такой привилегии, в частности, удостоились татары-казаки Рудамина и Немежа в 1540 году от Зигмунта Старого. Очень часто королевские управляющие привлекали к выполнению обязанностей служебных бояр, богатых татар, что квалифицировалось последними как злоупотребление властью. Об этом свидетельствуют их жалобы на имя короля. В 1503 году, например, гродненские татары жаловались в своем письме к королю на старосту князя Холшаньского за привлечение их к выполнению караульной и полицейской службы, к сбору налога скупцов, приезжающих в Гродно.

Татары-казаки несли военную службу в родо-племенных хоругвях, однако создавали внутри них свои подразделения. В списках литовского войска (1528 г.) при каждой татарской хоругви числились особые отряды служебных бояр. В последующем они уже не встречаются, так как последние переходят в разряд богатых татар.

Третью группу составляли городские татары, в значительной степени являвшиеся потомками военнопленных. Наибольшее их число проживало в Вильно, Троках, Августове, Остроге и Гродно. Большая группа татарских пленных осела в 1508 году в предместье Минска-Литовского после победы князя Михаила Глинского над крымской Ордой. В конце XVI века здесь насчитывалось 400 человек. В 1617 году им позволили даже построить деревянную мечеть. В документах городских татар называли «простыми татарами». Они юридически отделялись от богатых татар и им в меньшей степени вменялись различные обязанности. Однако за правовую опеку простые татары платили налог.

До 1563 года в целом правовое положение польско-литовских татар немногим отличалось от положения литовских бояр. Татары имели право наследовать свое имущество, но не могли его продавать. На продажу недвижимости должны были получать специальное королевское соизволение. Несмотря на запрет, татары продавали в массовом порядке свои земли литовской шляхте. В 1566 году брестский сейм признал все боярские земли частной собственностью. Однако это решение не касалось татарских владений. Несмотря на это, татары во второй половине XVI века, продавая их, ссылались на решение вышеуказанного сейма. Так, в 1570 году богатый татарин Хусейн Малик-башич при продаже своей недвижимости Остаргу Волловичу утверждал: «На прошлом брестском сейме было решено, что каждый шляхтич волен распоряжаться своей собственностью по своей воле». Однако далее он ссылается на разрешение, данное королем пану Волловичу, на покупку земли у богатого татарина. Следовательно, продажа не только обосновывалась шляхетским правом, но и с специальным королевским соизволением. Отношение властей к недвижимости татар ясно определяли слова документа, появившегося во времена Стефана Батория (1585 г.): «В соответствии с государственным законом распоряжаться татарской собственностью никому права не дано, только нам, господам».

Шляхтич, покупая землю у татар с королевского соизволения, должен был брать на себя все обязанности, которые лежали на них. Речь в первую очередь шла о несении воинской службы в татарских хоругвях. К литовской шляхте недвижимость переходила чаще всего со всеми подданными холопами, что вело к сокращению числа зажиточных татарских семей. Одновременно с продажей земли, вопреки праву, прогрессировало явление ее дробления в силу естественного прироста мусульманского населения.

Смена веры татарами не освобождала от воинской повинности. Однако с момента принятия христианства татары начинали подвергаться ассимиляции. Более того, многие из них старались разорвать и те связи, которые удерживали их в мусульманском обществе, — это делалось посредством прекращения несения воинской службы в татарских хоругвях. Богатые татары, принимая христианство, сразу же получали все права и привилегии шляхты.

Татары, исполняя воинскую службу, до 1566 года подвергались тем же наказаниям, как и вся литовско-русская шляхта. Определенные изменения внес только новый литовский закон 1566 года. С этого времени кара за нанесение ущерба шляхтичу была иной, чем за богатого татарина. Так, например, шляхтич за убийство шляхтича платил штраф и сидел 1,5 года в тюрьме. Тогда как за убийство татарина на господской службе брали только штраф.

Татары, будучи под властью королей, подвергались суду их наместников, власть которых распространялась на территорию повятов <--// Повят — территориальная единица, например, район //-->. Этот суд рассматривал как уголовные, так и гражданские дела. Польско-литовские мусульмане могли пользоваться также великокняжеским судом, если речь шла о важных вопросах, например, разрешение споров между родами, рассмотрение жалоб на княжеских управителей, некоторых уголовных дел и т. д. После судебной реформы 1566 года вся шляхта подчинялась земским и городским судам. Третьим судом первой инстанции, наряду с земским и городским, был подкоморский суд, занимавшийся рассмотрением пограничных вопросов.

Определенные судебные ограничения для татар содержались уже в первом законе от 1529 года. Именно он не допускал польско-литовских мусульман в качестве свидетелей в суд против христиан. В 1561 году после Ливонской войны, в который особо отличились татарские хоругви, Зигмунт Август снял эти ограничения. Однако через 5 лет они вводятся вновь. Более того, татарам запретили держать в неволе христиан. В 1568 году король по просьбе татар упраздняет все положения законов, которые ограничивали их в правах. В период правления короля Зигмунта III в 1588 году издается третий закон. Он опять вводит ряд ограничений юридических прав татарского населения. Прежде всего татарам запрещалось занимать управленческие должности. Вместе с тем новый закон без каких-либо ограничений богатым татарам давал в судах те же самые права, что и литовской шляхте. Он позволял также им иметь зависимых холопов и бояр.

Наличие земельных владений, исполнение воинской службы, а также взимание налогов наравне с польско-литовской шляхтой вело к тому, что богатые татары постепенно становились частью шляхетства Речи Посполитой. Их шляхетство доказывалось, как и у литовско-русской шляхты, свидетельством родственников и соседей, а также документами. Закон 1522 года о выявлении шляхетской родословной утверждал, что шляхтич, которого обвиняют в нешляхетском происхождении, должен получить подтверждение от двух родственников (из шляхты), что он с деда и прадеда является членом их рода. Если же истец не мог представить двух свидетелей, то достаточно было, дополнить свидетельство одного родственника собственной присягой. В случае невозможности появления на суде, как свидетеля, хотя бы одного родственника, можно было представить только документы. Закон 1529 года изменил эти положения. По нему присягу должны были приносить двое родственников, один по линии отца, другой — матери. Если отсутствовали родственники, свидетелями могли быть соседи.

Богатые татары, доказывая свое шляхетство, ссылались еще на: 1) происхождение от ордынских аристократических и знатных родов; 2) наличие земли, за которую выполняли воинскую службу; 3) свидетельства хорунжих и татарских предводителей.

В первой половине XVI века о знатности рода польско-литовских татар неоднократно свидетельствовали послы крымского и казанского ханов. В 1533 году татарин с виленского повята Хабил Нуркович обвинил в нешляхетском происхождении другого татарина Карачевича. Последний подал жалобу виленскому наместнику. Тот приказал ему доказать шляхетство. Карачевич едет с братьями до Петркова на сейм и просит короля Зигмунта Августа оказать ему помощь. Король дает наказ князю Острыньскому Азубек Солтану, который пользовался всеобщим уважением среди польско-литовских мусульман, чтобы тот определил происхождение рода Карачевичей и дал его главе соответствующий документ. Князь Острыньский спросил о происхождении Карачевичей в королевском дворце крымского посла князя Кондюка, который подтвердил, что «княжеский род в орде Кара Кыпчак хороший, и они с того рода».

Во второй половине XVI века разница между польско-литовской шляхтой и богатыми татарами начинает углубляться. В 1563 году король Зигмунт Август уравнял в правах исполнения управленческих функций православную литовскую шляхту с католиками. Эта привилегия не коснулась татар, как представителей нехристианской религии. Их не допускали к управлению и участию в повятовых сеймиках. Однако после принятия некоторыми татарами христианства они получили полные шляхетские права, в том числе связанные с участием в управлении и работе повятовых сеймиков. Типичным примером вступления татар в ряды шляхты Речи Посполитой является семья Фурсов, которая в середине XV века приняла православие. Уже в XVI веке Фурсы имели значительную собственность в Литве и киевских землях. В этнической Литве жили Фурсы-Белицкие. Из их рода вышел бискуп Захариаш Фуре, живший в середине XVII века <--// Бискуп — епископ, высшее духовное лицо в католицизме //--> . Представители литовской линии Фурсов в течение XVI и XVII веков занимали в Пиньском и Ошманьском повятах различные управленческие должности. Так, например, Август Фуре в 1510 году был в Ошманьском повяте сборщиком налогов, а Хурын Фуре во второй половине XVI века — пиньским судьей. Однако не все Фурсы приняли христианство. Часть семей осталась верна религии предков. Еще в 1631 году ревизия татарских имений называла мусульман Абрахима, Богдана, Юха, Самуэля, Яна и Ахмета Фурсов, которые обязаны были исполнять воинскую службу в татарских родо-племенных хоругвях.

Во второй половине XVI века начинается медленный экономический упадок татарского осадничества в Речи Посполитой. Главной причиной этого явления была земельная раздробленность из-за постоянных семейных разделов. Воинская служба становилась для владельцев небольших хозяйств огромной тяжестью. Все чаще военная добыча не покрывала затрат на снаряжение. Даже владельцы больших имений неоднократно попадали в долги. Поэтому не случайно у многих татар появляется стремление с помощью продажи своего надела избавиться от воинской повинности. Это беспокоит королевский двор. Он стремится задержать этот процесс и вернуть татар на воинскую службу и придать ей надежность. Для этого в 1559 году по поручению короля князь Матвей Огинский проводит первую ревизию татарских имений. Ее результаты говорят о том, что во многих случаях воинскую службу в татарских хоругвях исполняли литовские либо русские бояре. По итогам ревизии принимаются меры, но они только на определенный срок затормозили распад военной родо-племенной организации польско-литовских татар.

Во второй половине XVI века они выступают уже как единая этническая группа населения, возникшая из представителей различных народов, тюркских и монгольских племен — ногайцев, крымских и казанских татар, а также отюреченных монголов. Различные тюркские диалекты, принесенные с кыпчакской степи, были заменены русским языком. Родо-племенные татарские хоругви уже в начале XVI века приобрели окончательную форму.

Во второй половине XVI столетия татары Речи Посполитой от своих сородичей с Орды отличались языком, обычаями и государственной принадлежностью. Они все больше приближаются к польско-литовской шляхте, пользуясь многими ее привилегиями. Пленные, принятые на господскую службу, селились в городах, ассимилируясь не с литовско-русским окружением, а местными татарами. Связи польско-литовских мусульман со странами Востока постепенно ослабевают.

Польско-литовские татары практически принимали участие во всех войнах, которые вели Ягеллоны в период своего правления. Даже когда воевали только коронные (королевские) войска, непосредственно подчиненные королю татарские хоругви призывались в армию. Так было во время сражений с крестоносцами в 1454-1466 годах.

В коронной армии, которая в июле 1458 года вторглась в Пруссию, насчитывалось около 600 татар и они входили в состав придворных отрядов Казимира Ягеллончика. Их использовали, как правило, для разведки и преследования. В августе 1458 года польские легкие хоругви, а также отряды татар разгромили наемников-крестоносцев, ведомых Бернардом Шумборским до Мальборка. Многие рыцари погибли, а 38 было взято в плен.

Хотя Литовское княжество не принимало участия в войне с крестоносцами, тем не менее в 1460 году Ян Гаштольц (виленский воевода) и Монивод (троцкий воевода) прислали Казимиру Ягеллончику многотысячный конный отряд под командованием витебского наместника Яна Ходкевича, в котором были также татарские хоругви.

Со временем участие татар в 13-летней войне приобретало все большее значение. Их походы в Пруссию и на Поморье вели к ликвидации экономических и военных резервов крестоносцев. Хронисты все больше места уделяют польско-литовским татарам. Мацей Стрыйковский, например, один из разделов своей хроники назвал: «О поражении войск крестоносцев от поляков и литовских татар под Нешавой и Пуцком». В период осады Нешавы войсками ордена татарские литовские отряды совершали вылазки из осажденного города, нанося крестоносцам серьезный урон. Во время войны татары исполняли функции королевской гвардии, неся караул при Казимире Ягеллончике.

В армии, которая сопровождала в 1471 году королевича Владислава Ягеллончика в Чехию, находилось 1000 татар. В 1474 году татарские хоругви участвуют в неудачном походе поляков на Шленск. Татары, борясь с войсками венгерского короля Мацея Корвина, опустошили многие шленские земли и города.

Во время войны с орденом крестоносцев в 1519-1521 годах в коронной армии сражалось 329 наемных татар. Татарские хоругви сжигали и грабили прусские деревни и поселения. Польско-литовские мусульмане принимали участие во всех без исключения войнах в Ливонии.

 

Возможны некоторые неточности передачи или непередача польских символов.

  • Borawski P. Tatarzy w dawnej Rzeczypospoltej. — Warszawa. — 1986.

  • Borawski P., Dubinski A. Tatarzy polscy. Dzieje, obrzedy, legendy, tradycje. — Warszawa. — 1986.

  • Dziadulewicz S. Herbarz rodzin tatarskich w Polsce. — Wilno .— 1929.

  • Konopacki M. О musulmanach polskich. — "Przegled Orientalistyczny. — Warszawa. — 1962 — № 3.

  • Konopacki M. Spolecznosc tatarska w Polsce wczoraj i dzisiaj. — "Przegled Orientalistyczny". — Warszawa. — 1976. — № 2.

  • Konopacki M. Bialostocki szlak tatarski. — Warszawa .— 1977.

  • C. Lapicz, Kitab Tatarow litewsko-polskich. Paleografia.Grafia. Jezyk, Torun — 1986.

  • Miskiewicz A. Sladami Tatarow polskich. — Ziemia. — 1981. — Warszawa. — 1983.

  • Miskiewicz A. Mnejszosc tatarska w Polsce w latach 1918—1939. — "Przegled Historyczny". — Warszawa. — 1986. — № 2.

  • Miskiewicz A. Tatarzy polscy w latach 1918-1980. — "Nowum". — Warszawa. — 1980. — № 8.

  • Miskiewicz A. Tatarzy polscy 1918-1939. Zycie spotecno-kulturalne i religijne. — Warszawa. — 1990.

  • Miskiewicz A. Tatarzy polscy w latach 1945-1985. Zarys historyczny. Studia Podlaskie. T. Ill. — Biatystok. — 1991.

  • Miskiewicz A. Ludnosc pochodzenia tatarskiego w potnocnej i zachodnej Polsce w latach 1945-1990. — Biatystok. — 1992.

  • "Rocznik Tatarski". — T. 1, 2, 3. — (1932, 1935, 1938).

  • Sobczak J. Potozenie prawne ludtiojci tatarskiej w Wielkim Ksiestwie Litewskim. — Warszawa. — 1984.

  • Tyszkiewicz J. Dorobek historyczny Leona i Stanislawa Kryczynskich Srodowiska historyczne II Rzeczypospolitej. — Cz. II. — Warszawa. — 1987.

  • Tyszkiewicz J. Tatarzy na Lilwia i w Polsce. Studia z dziejow XIII-XVIII w. — Warszawa. — 1989.

  • Tochterman J. J. Ilosc, rozmieszczenie i struktura zawoiowa Tatartow w Polsce. "Wiadomosci Geograficzne", Krakow X-XII 1935, nr 8-10.

  • "Zycie Tatarskie". — 1931 — VIII. 1939. — Wilno.

 

Эпиграф — составителя сайта.

  

Viewing    
is guaranteed    
only with    
browser IE5.5    
or later version.   
Text only russian   .