Из истории
татарских сёл

 

Источник: Божьев Н.В. Село Алешино. / серия: Из истории сел Сасовского района. Сасовский край:  «А» до «Я».
// газета "Призыв: Сасово, Чучково" № 52 (12157) — 1998 г., 30 апреля.

 

 Статья Н.Божьева
"Село Алёшино"

Надо отметить, что название села в советский период претерпело значительное изменение. Во всех дореволюционных справочниках и статистических сборниках село называлось «Алёшня», реже «Алешки» — одноименно с названием местной речки — левого притока реки Цны. «Алёшня — река с заболоченной поймой, поросшей черной ольхой. Сравните: «алешына» (белорус.) — «ольха» и «алешки» — «ольховые зарос ли». (Мурзаев, 1984).

Мы предполагаем, что село существовало каким-то поселением уже в начале XVII века, так как в писцовой книге Мещерского уезда 1616-1617 гг. помечено много сел и деревень по «р. Олешне». Какое это было поселение: починок или деревня и под каким названием — предстоит еще выяснить. Но мы уже нашли в выписи от 1621 года по Мещерскому уезду, что рядом с современным селом существовали две пустоши: Алё-шинская и Мамуровская (Маймуровская).

Пожар крестьянской войны под предводительством Степана Разина ярко полыхал в Шацком уезде: воровская шайка с атаманом, по прозвищу Чирок, наводила ужас на местные власти. Многие крестьяне сел Сотницына, Кобякова, Сасова, Лукьяновского, Мальцева «при стали к шатости и воровству», а точнее — участвовали в этих шайках. Конечно, не были безучастными в этой «разборке» и алешинские крестьяне; воровская добыча легка и притягивала всякого. Но жестокой была расправа с восставшими: кто в бою не лег и не бежал на правый берег Цны, был пойман и повешен, а «рухлядь» его предана огню. В окладной книге монастырям, церквам и часовням «всея Шатския и Кадомския десятины» от 1676 года, читаем (орфография сохранена — прим.): «Церковь великого чудотворца Николая в селе Олешни. У тое церкви двор попа Никифора. У тое церкви церковные земли по семи чети в поли, а в дву потомуж. Сенных покосов на пятнатцеть копен. А иных угодей — сказал — никаких нет. Да в приходе к тое церкви тогож села разных помещиков: крестьянских тритцеть пять дворов, воcм дворов бобыльских, двенатцеть дворов вдовьих. И всего пятдесет шесть дворов. И по скаски за рукою тое церкви попа Никифора, по досмотру старца Никанора и детей боярских и подъячега и по новому окладу доведется с тое церкви дани рубль, воcм алтын, две денги. Пошлин гривна. А прежния дани было с тое церкви рубль, сем алтын. И перед прежним прибыло воcм денег. К сим окладным книгам Николаевский поп Никифор руку приложил». (л. 624). Вот как описывает такие церкви И. И. Дубасов: «... все деревянные, с трапезными, крыты тесом или дранью, церковная утварь … поражает бедностью: сосуды церковные деревянные, кресты часто лишь обложены медью, облаченье полотняное, окна в церквах слюдяные. Церкви большей частью посвящены Илье пророку и Николаю чудотворцу. Как местную особенность отметим изображение на северных воротах алтаря «благоразумного разбойника» — изображение, очень часто повторяющееся... Около церкви всегда — площадь для погребения умерших, в среднем 30x30 сажень (1 сажень равна 2,13 метра); здесь же живет духовенство: поп с семьей, редко дьякон, всегда дьячёк (часто сын попа) или пономарь, прос-форница, все владеют усадьбами; около церкви же часто находим церковных бобылей, нищих и убогих, питающихся от церкви. Церковная земля отводится крестьянами «по мирскому полюбовному договору...»

Беззаконие и произвол, царившие в Шацком крае в эпоху Петра I, остались таковыми и после его смерти. Разбойничьи шайки постоянно рыскали по местным дорогам, наводя ужас на местное население. Из челобитной Николаевского попа Дмитрия села «Алёшни», поданной в канцелярию Шацкого провинциального суда в 1727 году: «... Был в селе Сасове на базаре, и возвращаясь домой, встретился близ села Лукьяновского с воровскими людьми, которые, заведши его в сторону, хотели резать, но кончили тем, что избили и ограбили его, оставив на нем только «рубаху и порты», даже крест скинули...». Помещичьи нравы в крае были тоже ужасными. Мало того, что со своими крепостными обращались, как с животными, — ещё и между собой «сходились», как на поле брани. Вот один из примеров. Жил в деревне Ярновой, недалеко от «Алешни», помещик из новокрещен (т.е. татарин, принявший православную веру — прим.) — князь Тенишев, в 1744 году, и раз пригласил он под вечер к себе в гости своего соседа-помещика Кондратия Иванова — канцеляриста Шацкой провинциальной Канцелярии. Посидевши, князь уговорил гостя съездить к мачтовому мастеру, помещику села «Алешни» — Василию Юдину. Ну, как это у нас сейчас: выпили — мало — давай поедем к другу. У Юдина были поп села Кобякова и дьячёк Алешинской церкви. «... В разговоре с дьячком Иванов упрекал его в незаконном завладении его (Иванова — прим.) землей и назвал канальей. Юдин приказал Иванову перестать говорить об этом. Иванов, не слушая его, продолжал доказывать дьячку незаконность захвата его земли». А дальше началась, как мы сейчас бы сказали, разборка на бытовой почве, короче — «бытовуха». «...Юдин ударил Иванова по щеке так сильно, что он упал, «из носа и изо рта кровь пошла». Привезший Иванова на своей лошади князь Тенишев тотчас уехал домой, оставив Иванова на произвол озлобленного Юдина. Юдин, между тем, приказал солдатам своей команды вывести Иванова на двор, обнажить и положить на землю, одному солдату сесть на голову, дьячку на ноги, двум солдатам сечь его в две плети, «переменяясь двумя человеки, всего четыре человеки», ворота запереть, крестьянам своим стать при них с рогатинами. Так как сечение происходило ночью, то сам Юдин держал свечи и кричал: «... Бейте до смерти!». После сечения он приказал стащить Иванова в людскую и поставить караул. Поутру узнал о происшедшем с Ивановым поручик Татаринов и служитель помещика Наумова Рыбкин, они взяли сотскаго и нескольких крестьян и пришли в дом Юдина «для выемки Иванова».

Юдин сказал Татаринову: «...я де Иванова хотел еще повесить на воротах и убить до смерти». Иванова привезли в Шатск. Священник напутствовал его Св. Таинами. На пятый день его не стало...». А потом, как водится, «всем сестрам роздали по серьгам». «После многих допросов многим Шатская канцелярия постановила: «Юдина лишить чинов и написать вечно в мачтовые плотники», двух солдат его команды «гонять шпицрутен через 1000 человек по 5 раз», одного солдата и мачтового плотника «гонять шпицрутен через 1000 человек 3 раза», дьячка «на торговой площади при народном собрании с барабанным боем высечь нещадно кнутом», новокреще на князя Тенишева «впредь для страху другим нещадно сечь плетьми», Конобеевского попа «отдать к духовному суду в Рязанскую духовную дикастерию», трех крестьян и одну крестьянку Юдину «бить плетьми нещадно...» Такой вот получился «бельэтаж»!..  А на следующий год, 14 декабря 1745 года, преосвященный Алексий, Архиепископ Рязанский и Муромский, получил «порученную челобитной» Николаевского попа Алексея Иванова села «Алёшни» Ценского стану Шацкого уезду с приходскими людьми, которой просили «...дабы на место умершего того села дьячка Степана Дмитриева определить во дьячки Переславского уезду Старорезанского стану села Глебова церковника, Василья Иванова, сына Попова, который де церковник человек доброго состояния, им попу с прихожанами, при тое церкви в дьячка быть угоден…» В год утверждения Тмбовского наместничества — 1779-й — село «Алёшня» отошло к Кадомскому уезду, и по третьей ревизии (1761-1767 гг. — прим.) владельцами села показаны:

  • помещики Николай и Иван Молчановы — 33 души муж. пола;

  • помещик Николай Бундин — 13;

  • помещик Александр Григорьев, сын Гурьев — 42 (эта часть села в 1793 году с прилегающими угодьями приобретена по купчей действительным статским советником В.А.Небольсиным — прим.);

  • коллежская регистраторша, вдова Анна Ивановна Герасимова — 26;

  • помещик Трофим Мордвинов — 4;

          а всего 40 дворов, 118 душ мужского и 111 душ женского пола.

Отечественная война 1812 года коснулась своим дыханием и Шацкого края. Через село «Алёшню» проходил губернский почтовый тракт — из г. Шацка на г. Темников. По этому тракту и раньше проходили воинские команды и рекрутские партии, а в период войны поток их усилился. По сообщению Темниковского нижнего земского суда на имя Тамбовского губернатора, только с 10 по 20 декабря 1812 года в Темниковский уезд вступило и прошло полков, батальонов и рекрутских партий 10000 человек. К сожалению, мы не нашли записок об отношении местного населения к проходящим воинским командам. Но и отсутствие всяких жалоб в делах архива говорит о том, что местное население, почти полностью крестьянское, с пониманием относилось к нуждам армии. А вот к французской «басурманской» речи отношение у крестьян было особое. Стоило им только где-то услышать французскую речь от зазевавшихся своих или бежавших из столицы дворян, они «сразу корчили грозную гримасу... и спрашивали, не из тех ли они негодяев, которые грабят Россию и Москву...». В 1812 году селом «Алешня» владели: малолетний помещик Василий Евсюков — 6 душ мужского пола, малолетний помещик А.Нелединский — 13, Д.С.С. Авдотья Селиверстовна Небольсина — 66, тайный советник, сенатор и кавалер Иван Андреевич Молчанов — 53, поручица Татьяна Вышеславцева — 8, девица Пелагея Вышеславцева — 3, итого — 149 душ мужского пола.

В марте 1861 года уездные исправники и становые при ставы читали в помещичьих имениях Манифест об отмене крепостного права. Крестьяне отпускались на волю с землей, выкупить которую было не на что. Управляющий имением графини Апраксиной — владелицы одной части села «Алёшни» — составил Уставную грамоту на все имение. Алёшинские крестьяне, услышав такое, сказали: «Нет, ваше степенство. Потрудитесь составить оную отдельно на наше алёшинское «обчество». Так и пришлось писать управляющему отдельную Уставную грамоту. Я видел ее в архиве и читал — первый документ свободы для алёшинских крестьян. Согласно этому документу, крестьяне общества «Апраксиной», числом душ 116 мужского пола, получали во владение высший душевой надел земли — по 3 десятины (1 десятина равна 1,09 га), то есть 348 десятин на всех. По поселением (огородами, гуменниками, коноплянниками) состояло 29 дес. 1210 кв. саж., выгоном — 19 дес., сенокосами — 29 дес. За предоставленную землю и усадебную оседлость, «обчество» обязывалось круговой порукой платить помещице 1218 рублей серебром ежегодно (по половине суммы каждые полгода — прим.). За всех крестьян этого «обчества» к сей Уставной грамоте руку приложил крестьянин Федор Шитов (или Титов), а удостоверили добросовестные крестьяне из дер. Ярновой — Аркадий Степанов и с. Саблина — Федосей Иванов и Василий Родионов. Кроме того, по X ревизии (1856 год — прим.) за владельцами села «Алешня» состояло:

  • Самсоновой — 1 домохозяин, 8 душ мужского и 7 душ женского пола;

  • Спекторской — 29 домохозяев, 67 душ мужского и 80 душ женского пола;

  • Евсюковым — 1 домохозяин, 8 душ мужского и 10 душ женского пола.

В деревнях Зеняковка и Ишеева Гора, расположенных вблизи села, проживало 15 домохозяев из татар — 96 душ мужского и 97 душ женского пола. По подворной переписи 1882 года, в селе «Алёшня» числилось 94 домохозяина, 286 душ мужского и 297 душ женского пола. И если крестьяне обществ бывших «Апраксиной» и «Самсоновой» получили полный надел земли, то крестьяне обществ «Спекторской» и «Евсюкова» соответственно 1,8 дес. и 1,7 дес. на душу. Отсутствие земли заставляло алешинских крестьян брать ее внаем или заниматься отхожим промыслом. Самой доходной культурой, выращиваемой на земле, была сахарная свекла, которую сдавали на Сотницынский свеклосахарный завод графини Апраксиной. «В селе Алёшне многие занимаются извозом. Возят также дрова на завод (свеклосахарный), из Шацка в торговое село Сасово, Елатомского уезда, хлеб и пеньку, оттуда в Шацк идут соль, деготь, кожи. При расстоянии в 40 верст эти извозчики получают от 4 до 6 копеек с пуда» (из статистического сборника — прим.). Эта же подворная перепись зафиксировала, что в селе проживали 18 мужчин грамотных и один учащийся мальчик. Своя школа грамоты была построена в селе в 1890 году. Это было отдельное 1-этажное здание, деревянное, без фундамента, крытое стружками и имевшее 3 классных комнаты (42, 49, 49 кв. аршин — прим.). В 1898-1899 учебном году в школу было принято 18 мальчиков и 5 девочек, и 5-ти ученикам было отказано за недостатком места. Всего же, на трех отделениях школы обучалось 69 учащихся: 59 мальчиков и 10 девочек. В начале XX века школа грамоты, усердием настоятеля местной церкви — о. Евгения Никанорова, была преобразована в церковно-приходскую, а школа грамоты переведена в д. Ярново.

Надо отметить, что именно в Алёшинской школе, среди таковых всего Шацкого уезда, была организована внеклассная работа: читались статьи религиозно-нравственного содержания, а также исторического и бытового характера для детей и взрослого населения. Кто сейчас помнит заведующего и законоучителя школы, уже упоминавшегося, священника о. Евгения Никанорова, учителей Федора Федоровича Головина и Петра Васильевича Лукина? А ведь именно они учили алёшинских ребятишек в начале XX века и организовывали внеклассную работу для населения. Светлая им память!

В 1911 году «Алёшня» — крупное село, входившее в Сотницынскую волость Шацкого уезда Тамбовской губернии. В селе «...церковь деревянная, холодная построена на средства прихожан в 1799 году. Престол — в честь Живоначальной Троицы. Храмовые праздники бывают на Троицу и св. Николая чудотворца (6 декабря по ст. стилю — прим.). Дворов — 189, душ мужского пола — 499, женского — 575, великороссы, есть и татары, земледельцы, имеют 3 дес. на каждую душу. Татар 50 дворов, имеют свою мечеть. В приходе дер. Ярново, 71 двор, душ мужского пола 200, женского 216, от церкви в трех верстах. По селу протекает река Алёшня, есть лес. Школа церковно-приходская, а на деревне школа грамоты. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1813 года. Библиотека в 27 томов. Штат: священник и псаломщик. Казенное жалованье священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. в год. Дома у причта собственные...» (из описания Тамбовской Епархии — прим.).

В 1923 году село «Алёшня» в результате административных преобразований вошло в состав Рязанской губернии.

Н.Божьев

 

     

Примечания составителя сайта.  В этой статье, к сожалению, не говорится ни о том, кем (татарами, русскими?) было основано поселение, ни о том, когда именно в советское время "Алёшня" вдруг стало называться как "Алёшино"... Так что работа для молодых краеведов замечательного села вдоль шоссе Сасово-Шацк есть. Почему молодых? — знаю, что в местной школе давно работает именно такой кружок под руководством учителя истории С.В.Елисеенко.

В оригинале статьи, конечно, название "Алёшня" везде напечатано как "Алешня" (без "ё"), но мне показалось справедливей именно "Алёшня", ибо, на мой взгляд, версию происхождения названия села от слов "эляшю" (тат. "раздача"), "эляшмя" (на местном наречии татарского — "раздавать", "распределять") так же следует принимать во внимание.

  

Viewing    
is guaranteed    
only with    
browser IE5.5    
or later version.   
Text only russian   .